Перечитал множество сообщений на различных христианских интернет-ресурсах, посвящённых столь любимой некоторыми российскими протестантами теме кальвинистско-арминианского «противостояния». Сделал для себя шесть выводов.
1. Сложилось устойчивое впечатление, что едва ли не большинство особенно рьяных борцов против кальвинизма почти ничего не читали у Кальвина, а «воинствующие кальвинисты» также знакомились с трудами Арминия, скорее всего, по каким-то вторичным источникам.
2. На примере этих многочисленных дебатов ещё раз убедился, что нам часто свойственно цепляться за второстепенные детали, предавая им какое-то глобальное значение, упуская что-то главное.
3. Фундаменталисты с той и другой стороны очень похожи, так как и тем, и другим кажется, что они находятся на "переднем фронте" в "решающей битве" и от её исхода зависит будущее Церкви. Они почти не замечают ни пустующих церквей, ни распадающихся семей, ни бедности, ни плохой экологии, ни детской беспризорности. Это пусть беспокоит «тыловиков-либералов». Им не до этого. Словно «остроконечники» и «тупоконечники» из известного произведения Свифта они готовы стоять насмерть.
4. И одни, и другие радикалы пугают своей уверенностью. И речь не об уверенности в спасении, а в удивительной уверенности (точнее самоуверенности) в том, что они обладают истиной в последней инстанции. Для них уже не осталось ничего тайного, а то, что кто-то видит сквозь тусклое стекло, они как будто созерцают с помощью какого-то особого «наномикроскопа».
5. И одни, и другие часто просто не понимают, что такое диалог. Диалог подразумевает не только умение говорить, но и, что часто сложнее, умение слушать. Иногда, читая эти дебаты видишь, что два человека, даже не замечая того, просто говорят о разном, нисколько не пытаясь друг друга услышать и понять. Вместо этого чаще звучат лишь взаимные обвинения. Как два героя известной песни Андрея Макаревича «Вагонные споры» сходясь «не на страх, а на совесть» они ожесточённо ведут свой спор:
А первый кричал: "Куда хотим - туда едем,
И можем, если надо, свернуть",
Второй отвечал, что поезд проедет
Лишь там, где проложен путь.
И оба сошли где-то под Таганрогом,
Среди бескрайних полей,
И каждый пошел своею дорогой,
А поезд пошел своей".
6. И всё же в самое последнее время радуют наметившиеся изменения к лучшему. Так 27-го ноября в Санкт-Петербургском христианском университете прошёл диалог-диспут по выше обозначенной теме и порадовало то, что основные докладчики с обоих сторон проявляли взаимное уважение, воздерживались от взаимных обвинений и вели диспут в нормальной академической манере, как это и должно быть. Хочется верить, что эта тенденция взаимного уважения и приятия будет развиваться и дальше, хотя это будет и нелегко, учитывая пять предыдущих пунктов.