Становление системы образования - это процесс длительный в любой стране и в любой сфере. Понятно, что если говорить о российских евангельских церквях, тут делаются только самые первые шаги. Вполне естественно, что на первых порах (а по историческим меркам пока это именно так), допускается много промахов и ошибок. Одновременно такое положение, когда можно начать фактически с чистого листа даёт и преимущество, так как можно позаимствовать лучшее, что уже достигнуто в сфере образования в стране и мире.
Потенциал роста есть ещё и в том, что система высшего образования ещё в советское время была очень даже на приличном уровне, хотя в последние годы выживает скорее по инерции за счёт того, что было достигнуто в прошлом. Тем не менее, это даёт возможность сегодня в христианском образовании использовать не только опыт теологических учебных заведений (преимущественно, конечно, зарубежный), но и собственный опыт, наработанный в сфере высшего светского образования.
Христианские учебные заведения в России очень разнообразные, но было бы целесообразно выделить две большие группы. Первая - это семинарии, то есть учебные заведения, готовящие служителей для конкретной деноминации (трудно представить себе реально функционирующие духовные школы, где готовят служителей одновременно и для лютеран, и для пятидесятников, и для реформатов, и для баптистов и т.д.) Это направление развивается более-менее стабильно. В качестве примера можно привести Московскую богословскую семинарию евангельских христиан - баптистов (МБС). Существуют и разнообразные курсы проповедников, учителей воскресных школ и т.д.
Вторая группа учебных заведений - это учебные заведения, где даётся более широкое образование, подразумевающее наличие нескольких факультетов. Эти учебные заведения вовсе не обязательно ориентированы на подготовку исключительно "профессиональных служителей", то есть пасторов, священников. Эти учебные заведения помогают человеку с одной стороны получить хорошее всестороннее образование по выбранному профилю, а с другой - научиться смотреть на мир с позиции христианского мировоззрения. В качестве примера можно назвать Русскую христианскую гуманитарную академию в Санкт-Петербурге (РХГА).
И один, и другой путь развития христианского образования одинаково важен и необходим. В то же время, на мой взгляд, часть учебных заведений сегодня пока не определилась какой из выбранных путей следует избрать и пока стоит перед выбором - семинария или университет? Выбор этот сложный, но его необходимо сделать, так как идти одновременно по двум направлениям едва ли возможно.
Если с конфессиональными семинариями всё более понятно, хотя и там, разумеется, есть куда развиваться, то с более разносторонним (университетским) образованием пока не очень ясно, если говорить именно о евангельской среде. Некоторые учебные заведения называясь Университетами или Академиями по сути являются скорее семинариями. Для того, чтобы стать действительно университетом не по названию, а по сути следует открывать новые факультеты, повышать уровень преподавания. На сегодняшний день, например, лекции могут читаться преподавателями не имеющими учёной степени, что, конечно, едва ли приемлемо для университета. Отсутствуют разработанные учебные планы и программы дисциплин. В таких условиях, конечно, трудно рассчитывать на то, что будет очень уж много желающих получить там образование.
Следует признать, что сегодня сфера христианского образования переживает кризис. Если говорить о семинариях, то это связано с двумя главными причинами. Первая - это не совсем внятная политика некоторых деноминаций, где нет жёстких требований, что служитель обязан иметь богословское образование. Вторая - это невозможность большинства церквей в России на сегодня содержать полностью освобождённого служителя. А это значит, что, помимо собственно богословского образования, человеку следует получить и ещё одно, которое поможет ему содержать себя и свою семью.
Учебные заведения второго типа (университеты и академии) переживают кризис, так как пока так и не определились, что же именно они могут предложить молодым людям? Какие факультеты будут развиваться? Как обеспечить эти факультеты профессорско-преподавательским составом?
Конечно, можно делать вид, что никакого кризиса в сфере христианского образования нет, но это не так. Он есть и он довольно очевидный. Для оценки я бы предложил два критерия, которые, кстати, вполне подходят не только для христианских, а вообще для высших учебных заведений. Первый из них универсальный, а второй - подходит для определённых регионов.
Первый заключается в количестве детей сотрудников учебного заведения, которые пошли учиться в этот ВУЗ. Критерий этот говорит о многом. Если ректора, деканы, преподаватели очень убедительно рассказывают о высоком качестве образования, о хороших перспективах для выпускников, о востребованности дипломов, но лишь ничтожно малый процент их детей идёт получать образование в это учебное заведение, то это, как минимум повод серьёзно задуматься.
Второй критерий оценки возможен в столичных учебных заведениях (Москва, Санкт-Петербург) и связан он с традиционной централизацией жизни в нашей стране. Ещё во времена СССР выбор места обучения часто играл очень важное значение. Многие абитуриенты из регионов стремились (и по сей день стремятся) поехать учиться именно в Москву или Санкт-Петербург. И дело тут во многом в желании посмотреть, поучиться, пожить, а, возможно, и найти работу в столице. В этом стремлении нет ничего плохого и оно вполне понятно. В сильных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга, как правило, учатся и выпускники местных московских и питерских школ, и приехавшие из других городов. Это правильно и нормально. Если же в учебном заведении фактически нет притока местных и весь набор происходит исключительно из числа приехавших из других регионов, то это тоже серьёзная информация к размышлению.
Перед христианскими учебными заведениями сегодня стоят серьёзные задачи. Не исключено, что часть из них не сумеет преодолеть кризис. Но любой кризис это ещё и отличная возможность выйти на новый уровень.