новости блог
31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида

25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов
Михаил НЕВОЛИН, координатор служений "Возвращение к Богу"

25.11.2012
Христианское образование на распутье

Становление системы образования - это процесс длительный в любой стране и в любой сфере. Понятно, что если говорить о российских евангельских церквях, тут делаются только самые первые шаги. Вполне естественно, что на первых порах (а по историческим меркам пока это именно так), допускается много промахов и ошибок. Одновременно такое положение, когда можно начать фактически с чистого листа даёт и преимущество, так как можно позаимствовать лучшее, что уже достигнуто в сфере образования в стране и мире.

Потенциал роста есть ещё и в том, что система высшего образования ещё в советское время была очень даже на приличном уровне, хотя в последние годы выживает скорее по инерции за счёт того, что было достигнуто в прошлом. Тем не менее, это даёт возможность сегодня в христианском образовании использовать не только опыт теологических учебных заведений (преимущественно, конечно, зарубежный), но и собственный опыт, наработанный в сфере высшего светского образования.

Христианские учебные заведения в России очень разнообразные, но было бы целесообразно выделить две большие группы. Первая - это семинарии, то есть учебные заведения, готовящие служителей для конкретной деноминации (трудно представить себе реально функционирующие духовные школы, где готовят служителей одновременно и для лютеран, и для пятидесятников, и для реформатов, и для баптистов и т.д.) Это направление развивается более-менее стабильно. В качестве примера можно привести Московскую богословскую семинарию евангельских христиан - баптистов (МБС). Существуют и разнообразные курсы проповедников, учителей воскресных школ и т.д.

Вторая группа учебных заведений - это учебные заведения, где даётся более широкое образование, подразумевающее наличие нескольких факультетов. Эти учебные заведения вовсе не обязательно ориентированы на подготовку исключительно "профессиональных служителей", то есть пасторов, священников. Эти учебные заведения помогают человеку с одной стороны получить хорошее всестороннее образование по выбранному профилю, а с другой - научиться смотреть на мир с позиции христианского мировоззрения. В качестве примера можно назвать Русскую христианскую гуманитарную академию в Санкт-Петербурге (РХГА).

И один, и другой путь развития христианского образования одинаково важен и необходим. В то же время, на мой взгляд, часть учебных заведений сегодня пока не определилась какой из выбранных путей следует избрать и пока стоит перед выбором - семинария или университет? Выбор этот сложный, но его необходимо сделать, так как идти одновременно по двум направлениям едва ли возможно.

Если с конфессиональными семинариями всё более понятно, хотя и там, разумеется, есть куда развиваться, то с более разносторонним (университетским) образованием пока не очень ясно, если говорить именно о евангельской среде. Некоторые учебные заведения называясь Университетами или Академиями по сути являются скорее семинариями. Для того, чтобы стать действительно университетом не по названию, а по сути следует открывать новые факультеты, повышать уровень преподавания. На сегодняшний день, например, лекции могут читаться преподавателями не имеющими учёной степени, что, конечно, едва ли приемлемо для университета. Отсутствуют разработанные учебные планы и программы дисциплин. В таких условиях, конечно, трудно рассчитывать на то, что будет очень уж много желающих получить там образование.

Следует признать, что сегодня сфера христианского образования переживает кризис. Если говорить о семинариях, то это связано с двумя главными причинами. Первая - это не совсем внятная политика некоторых деноминаций, где нет жёстких требований, что служитель обязан иметь богословское образование. Вторая - это невозможность большинства церквей в России на сегодня содержать полностью освобождённого служителя. А это значит, что, помимо собственно богословского образования, человеку следует получить и ещё одно, которое поможет ему содержать себя и свою семью.

Учебные заведения второго типа (университеты и академии) переживают кризис, так как пока так и не определились, что же именно они могут предложить молодым людям? Какие факультеты будут развиваться? Как обеспечить эти факультеты профессорско-преподавательским составом?

Конечно, можно делать вид, что никакого кризиса в сфере христианского образования нет, но это не так. Он есть и он довольно очевидный. Для оценки я бы предложил два критерия, которые, кстати, вполне подходят не только для христианских, а вообще для высших учебных заведений. Первый из них универсальный, а второй - подходит для определённых регионов.

Первый заключается в количестве детей сотрудников учебного заведения, которые пошли учиться в этот ВУЗ. Критерий этот говорит о многом. Если ректора, деканы, преподаватели очень убедительно рассказывают о высоком качестве образования, о хороших перспективах для выпускников, о востребованности дипломов, но лишь ничтожно малый процент их детей идёт получать образование в это учебное заведение, то это, как минимум повод серьёзно задуматься.

Второй критерий оценки возможен в столичных учебных заведениях (Москва, Санкт-Петербург) и связан он с традиционной централизацией жизни в нашей стране. Ещё во времена СССР выбор места обучения часто играл очень важное значение. Многие абитуриенты из регионов стремились (и по сей день стремятся) поехать учиться именно в Москву или Санкт-Петербург. И дело тут во многом в желании посмотреть, поучиться, пожить, а, возможно, и найти работу в столице. В этом стремлении нет ничего плохого и оно вполне понятно. В сильных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга, как правило, учатся и выпускники местных московских и питерских школ, и приехавшие из других городов. Это правильно и нормально. Если же в учебном заведении фактически нет притока местных и весь набор происходит исключительно из числа приехавших из других регионов, то это тоже серьёзная информация к размышлению.

Перед христианскими учебными заведениями сегодня стоят серьёзные задачи. Не исключено, что часть из них не сумеет преодолеть кризис. Но любой кризис это ещё и отличная возможность выйти на новый уровень.
обсудить блог
10.6.2024
27.3.2024
20.12.2022
3.1.2019
3.11.2018
8.6.2018
10.5.2018
26.4.2018
16.3.2018
10.11.2017
20.3.2017
24.9.2016
24.4.2016
13.10.2015
29.8.2015
30.4.2015
17.3.2015
27.2.2015
22.2.2015
15.1.2015
1.12.2014
24.9.2014
30.8.2014
10.7.2014
27.6.2014
13.6.2014
27.5.2014
5.4.2014
3.4.2014
16.3.2014
4.3.2014
1.3.2014
23.2.2014
10.2.2014
6.2.2014
13.1.2014
15.12.2013
13.12.2013
10.12.2013
20.11.2013
4.11.2013
26.10.2013
2.10.2013
30.9.2013
23.9.2013
20.7.2013
2.7.2013
15.5.2013
14.4.2013
27.3.2013
6.3.2013
19.12.2012
28.11.2012
25.11.2012
Христианское образование на распутье

6.11.2012
15.10.2012
30.9.2012
19.9.2012
17.8.2012
8.7.2012
19.6.2012
28.4.2012
13.4.2012
12.4.2012
30.3.2012
9.3.2012
26.2.2012
18.2.2012
4.2.2012
6.1.2012
23.12.2011
20.12.2011
9.12.2011
7.12.2011
5.12.2011
25.11.2011
19.11.2011
10.11.2011
17.10.2011
7.10.2011
8.9.2011
19.8.2011
24.6.2011
17.5.2011
12.5.2011
9.5.2011
4.4.2011
12.3.2011
25.2.2011
13.1.2011
19.12.2010
30.11.2010
19.11.2010
16.11.2010
4.11.2010
22.9.2010
14.9.2010
27.8.2010
12.6.2010
3.6.2010
30.4.2010
28.3.2010
3.3.2010
28.2.2010
4.2.2010
25.12.2009
16.12.2009
7.12.2009
4.12.2009
23.11.2009
4.11.2009
29.10.2009
1.10.2009
3.9.2009
7.8.2009
3.4.2009
11.3.2009
1.3.2009
13.2.2009
8.2.2009
24.11.2008
17.9.2008
8.9.2008
28.8.2008
11.6.2008
4.6.2008
15.5.2008
28.4.2008
14.3.2008
10.2.2008
19.1.2008
23.12.2007
30.11.2007
13.11.2007
19.9.2007
28.6.2007
22.5.2007
22.4.2007
7.4.2007
17.2.2007
13.1.2007
22.12.2006