Сегодня прочитал много комментариев по поводу решения Гатчинского городского суда по делу Дмитрия Лебедева (желающие без труда найдут их в сети). Не возьмусь судить насколько справедливым было решение суда. Вполне возможно, что были и какие-то нарушения - я не знакомился с деталями дела, да я, впрочем, и не юрист.
Бросилось в глаза другое - заголовки статей и комментариев: "Суд запретил называть Бога мифом", "Блогер осуждён за мыслепреступление", "Суд запретил плохо думать о патриархе", "Осудили за то, что усомнился в вере духовенства" и т.д.
Конечно, читая заголовки и безобидные в общем то цитаты, который приводятся в этих статьях (например, где Дмитрий Лебедев называет Бога -мифом) складывается впечатление, что человека судят за то, что он не верит в Бога и критикует деятельность патриарха.
Однако, я бы не торопился ни утверждать то, что блогер невиновен, ни однозначно высказываться в защиту решения суда. Мы слишком часто берёмся судить о том, чего не знаем. Бросаемся обсуждать книги не прочитав, спорить об особенностях жизни в Техасе ни разу там не побывав, обсуждать справедливость или несправедливость приговора суда лишь на основании заголовков газет.
Если Дмитрия Лебедева действительно (как пишут в некоторых статьях) осудили за то, что он не доверяет РПЦ, не уважает патриарха или считает Бога мифом, то это, конечно, нонсенс. Однако, одно дело, если человеку не нравится христианство, ислам, иудаизм или ему чужды культурные ценности того или иного народа. И совсем другое - когда эта нелюбовь к той или иной группе людей перерастает в разжигание межрелигиозной и межнациональной вражды. А вот для того, чтобы оценить была ли пройдена эта грань, разделяющая вполне допустимую (пусть и очень жёсткую) критику и то, что подпадает под состав преступления - надо внимательно читать материалы, имеющиеся в деле.
В заключение, абстрагируясь от конкретного дела, замечу, что мы слишком легко стали относиться к словам. Слишком уж часто приходится слышать или читать не просто критику той или иной политической партии, религиозной или общественной организации, но и зачастую буквально призывы к расправе, к мести, а то и к физическому уничтожению. А за слова надо учиться отвечать. И касается это всех нас - и политиков, и верующих, и атеистов, и журналистов, то есть граждан.