Судить других несложно. Гораздо труднее не торопиться с осуждением. Признать, что мы, возможно, не до конца осознаём, как сложно другому человеку воздержаться от того поступка, который он совершил. Чем дольше живёшь, тем чаще убеждаешься, что жизнь нередко преподносит сюрпризы. Например, мы попадаем в ситуации и обстоятельства схожие с теми, в которых находились осуждаемые нами. И ведём мы себя сегодня часто примерно также, как тот, кого мы осуждали ещё вчера.
Где то в 80-е годы в СССР вышел хороший фильм "Зеркало для героя". Сюжет фильма начинается с того, что сын приехал навестить отца, живущего в небольшом посёлке на Донбассе. Между ними происходит довольно жёсткий разговор и в конце концов сын обвиняет отца, упрекает его в бесполезности жизни, которую тот прожил. Через некоторое время происходит чудо и сын неожиданно переносится во времени на несколько десятков лет назад. Дальнейшие события разворачиваются в шахтёрском посёлке в конце 40-х годов. Не буду пересказывать весь сюжет - фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Скажу лишь, что прожив несколько дней в то время, когда его отец был молод, он совершенно по другому начинает относиться и к нему, и к его поступкам.
В своё время мне пришлось прочитать довольно много архивных документов, связанных с историей церкви в России, Украине и других республиках Советского Союза. Надо признать, что некоторые документы оставляли не очень приятное впечатление после прочтения. Они свидетельствовали о не самых красивых поступках. Так например, некоторые евангельские верующие, воодушевлённые победой Октябрьской революции, почувствовали свободу и новые возможности. После чего, немедленно начали требовать от властей принять меры против Русской православной церкви, от которой в своё время много претерпели. Потом были и обращения в адрес соответствующих органов "приструнить" неугодных единоверцев. Нас возмущало то, что многие наши сограждане писали доносы, просили принять меры к тем, кто вредит нашему общему движению вперёд и тянет нас в "проклятое прошлое".
История, как известно, имеет свойство повторяться. При этом мы оказываемся в положении, схожим с тем, в котором находился тот, кого мы так яростно осуждаем. И тут нередко происходит странная вещь. То, что ещё вчера нам казалось просто немыслимым, сегодня нам кажется вполне допустимым и даже целесообразным. Устоять от соблазна выявлять "правильных" и "неправильных" верующих, "правильные" и "неправильные" церкви, чтобы сигнализировать о них в адрес соответствующих структур - как выясняется не так просто. Особенно, когда испытываешь уверенность, что "неправильные" вредят и Церкви, и обществу, а в трудные времена с вредителями церемонится нет времени - лучше их просто изолировать. Вчера мы возмущались той лёгкостью, с которой некоторые наши сограждане десятилетия назад, проводили зачистки. Сегодня же многим из нас подобные идеи уже не кажутся такими уж страшными. Тем более, если заменить дискредитировавшее себя слово "чистка", каким-нибудь аналогом, скажем "люстрация".
Одним словом, история учит нас не торопиться судить других. А осуждая помнить, что, возможно, скоро окажешься в похожей ситуации и удержаться от того, чтобы поступить аналогично - будет не так то просто.