В каждой деноминации есть вопросы и темы, которые можно назвать неудобными. Разумеется никакого табу на их обсуждение нет, но в них чувствуется как будто какая-то потенциальная опасность, поэтому эти вопросы поднимают не очень часто. Нам свойственно уходить от мыслей, которые вызывают у нас некий дискомфорт. Бывает и иная реакция - ни в коем случае не соглашаться, что "неудобная" тема не такая уж простая и однозначная и утверждать, что тут всё "проще пареной репы".
Примеров можно приводить много. Один из них - отношение части протестантов к молитвам за усопших. Вопрос отношения к подобным молитвам нередко возникает, когда родные умершего или погибшего человека просят пастора церкви помолиться о нём. В этих случаях служители оказываются в очень сложном положении. Убитым горем родным и близким покойного, как правило не до богословских аргументов "за" или "против" подобных молитв. Тем труднее бывает пастору каким-то образом объяснить родным почему их просьба не может быть выполнена.
В отличие от иудаизма и христианских церквей, которые принято называть историческими, у евангеликов - нет не только практики молитв за умерших, но и ясной традиции, как проводить поминальную службу. Так в некоторых харизматических церквях она с трудом вписывается в тот стиль богослужения, к которому привыкли прихожане. Иногда даже ощущается определённая неловкость, когда на богослужение приходят раздавленные горем люди, потерявшие близкого. Неловко себя чувствуют прихожане, которые поют радостные песнопения (других зачастую в репертуаре просто нет), неловко чувствует себя проповедник, который просто не знает, как себя вести и о чём говорить, когда на службу пришли родные недавно умершего. Неуютно и самим близким покойного, так как есть ощущение, что они словно привносят какой-то негатив в атмосферу всеобщей радости и ликования.
Дело, конечно, не только в харизматических церквях. Подобное двойственное положение складывается и в других евангельских общинах. Отказ совершать молитву за умерших понятен с исторической точки зрения. Во время реформации отказывались от много, что было в католической церкви. Есть и определённые библейские стихи, которые принято приводить, дабы обосновать категорический отказ молиться за умерших. С другой стороны - надо честно признать, что вопрос этот не такой уж простой. Мы не находим никаких запретов молить Бога за тех, кого уже нет среди нас. Тем более, для Него нет мёртвых.
Обычно протестанты подчёркивают, что молитва это не какие-то заученные слова и фразы, а искренняя беседа с Богом. Во время такой молитвы человек открывает Ему своё сердце. В этой связи особенно непросто бывает обосновать почему о том, что более всего волнует близких покойного, с Богом лучше не говорить. Неужели Бог осудит, человека, молящегося о душе близкого, который отошёл в вечность?
Иногда в качестве аргумента фактического запрета молиться за усопших приводится то, что участь души покойного не может зависеть от молитвенных ходатайств других людей. Однако, этот аргумент не так уж очевиден. Прежде всего потому, что мы не видим никаких прямых запретов на подобную молитву и речь не идёт о том, что Бог обязан на неё реагировать. Ведь молитвенная просьба - это именно мольба и просьба, а не требование и разумеется Бог сам усмотрит как поступить. Но просить то человек может. Просить иногда и о том, что с трудом можно объяснить логическими или юридическими выкладками и чёткими богословскими схемами. Впрочем и в юридической практике миловать или не миловать решает лишь тот, кто имеет на это право, но это не означает, что другие люди не могут просить его помиловать осужденного.
Кроме того, если пытаться ограничивать молитвы, которые не очень вписываются в схему персональной ответственности каждого человека пред Богом, то возникает немало других вопросов. Например, зачем молиться за спасение других людей? Разве Бог будет принимать своё суверенное решение в зависимости от того молился ли кто-то за этого человека или нет? Или, скажем, зачем Стефан перед смертью просит Бога, не вменять грехи тем людям, которые его убивают? От этого напрямую зависела последующая судьба этих людей?
Одним словом, вопросов немало. А раз их много и они возникают, то худшее, что можно сделать это либо делать вид, что их нет вовсе, либо - что ответы на них очень очевидны и просты.