Сегодня в Петербурге проводили в последний путь пастора пресвитерианской церкви Пресвятой Троицы Виктора Казанского, ушедшего от нас на 53-м году жизни. Для всех, кто его знал это большая потеря. Он был очень эрудированным человеком, с которым всегда было интересно поговорить, подискутировать. Но, прежде всего, он был настоящим приходским пастором.
Я знаком с Виктором Казанским довольно давно. Сегодня я бы хотел выделить два качества (или лучше сказать таланта) Виктора, которые всегда меня поражали.
Первый - это умение рассказывать. Он умел не просто подмечать то, мимо чего другие проходили, не обращая внимания. Он умел открывать другим то, что он увидел, о чём подумал, что бросилось в глаза или пришло в голову. Он умел рассказывать и делал это здорово и увлекательно. Его было всегда интересно слушать.
Сегодня в нашей стране уже трудно удивить тем, что побывал в Лондоне, Париже или Токио. При этом часто человек даже проведя в каком-нибудь городе или стране многие годы не может рассказать ничего, кроме повтора общих слов и фактов из путеводителей. Виктор умел наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях. Не случайно на его лекциях о Сеуле или Стокгольме в лектории Государственного русского музея, куда его приглашали, всегда был аншлаг.
Второй важный талант Виктора, который я бы хотел отметить - это умение объединять вокруг себя людей. Есть много умных и начитанных христианских руководителей. Есть много пламенных ораторов, лидеров, которые говорят очень правильные вещи. Многие отмечают необходимость общения и диалога между христианами разных деноминаций. Только вот далеко не у всех есть такой дар - собирать вокруг себя интересных людей, которые совсем не похожи друг на друга, представляют разные поколения, разные церкви, разные точки зрения.
Он умел создавать удивительно доверительную и открытую атмосферу. Знаменитые в прошлом ежемесячные встречи в гостеприимном доме пастора Виктора Казанского всегда начинались с вкусного обеда, приготовленного его верной помощницей и супругой Софией Чо. Он приглашал туда своих друзей, знакомых, коллег. Это были священнослужители, богословы, преподаватели, журналисты и ещё много кто. После сытного обеда начинались выступления и обсуждения по заранее заявленной теме. Дискуссии иногда бывали довольно жаркие, но они всегда проходили в очень корректной и уважительной атмосфере, которая царила в доме Виктора.
Вроде бы всё очень просто - пригласить людей, покормить, обозначить тему и поговорить. Но одно дело просто высказать идею о целесообразности подобных встреч, а другое - её реализовать. Для этого нужен талант. Талант, позволяющий собирать разных людей и делать их ближе друг к другу. У пастора Виктора был этот талант и нам будет очень не хватать его.