Есть темы, которые можно назвать "вечными" для дискуссий. О них спорили вчера, спорят сегодня и, вероятно, будут спорить завтра. Одна из таких тем - "двойное гражданство" христиан. Как должно уживаться в одном человеке осознание своего небесного гражданства и гражданство земного? Как совместить в себе любовь к Отечеству на земле с любовью к Отечеству на небесах?
Эта очень непростой вопрос. Возможно поэтому в истории верующих часто упрекали либо в пренебрежении к одному, либо к другому. Причём упрёки в недостаточном внимании к "небу" или "земле" звучали и звучат, как со стороны людей, считающих себя неверующими, так и со стороны других христиан.
Иногда звучат упрёки в том, что верующие как бы убегают из мира. Под предлогом своего "небесного гражданства", они уклоняются от участия в жизни общества, страны, города. Обычно в этих случаях в ответ на обвинения, цитируются хорошо известные слова из Библии: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1Иоан.2:15-17). Однако выглядит это чаще не столько, как нежелание не иметь ничего общего с похотью, гордостью и прочими соблазнами этого мира, сколько бегство от реальности. Как нежелание брать на себя ответственность за то, что происходит рядом и не только рядом.
Иногда наоборот христиан упрекают, что вместо того, чтобы сосредоточиться на служении Небесному Отечеству, те все усилия сосредотачивают на проблемах "земного". "Уходят с головой" в решение социальных вопросов, в политику, экологию и т.д. Борьба с абортами, политические дебаты, акции против гей-парадов и тому подобное так захватывают, что ни на что другое сил уже почти не остаётся.
Надо признать, что и одни, и другие упрёки часто бывают вполне справедливы. Любые крайности в принципы опасны тем, что начиная двигаться в сторону одной из них, незаметно увлекаешься и сам того не замечая, уже оказываешься на самом краю. Есть времена, когда особенно опасен соблазн скатиться в одну крайность - отгородиться от мира непробиваемой стеной, состоящей в том числе из тщательно отобранных цитат из Священного Писания. Есть времена, когда наоборот очень легко забыть о Главном Отечестве, забыть о том, что есть временное, а есть Вечное. Вот бы ещё иметь мудрость различать эти времена.