Сегодня, как никогда часто можно услышать слова о необходимости формирования в России гражданского общества. Об этом говорят и те, кто находятся у власти, и те, кто считают себя оппозицией. О важности построения гражданского общества говорят представители всех политических партий, чиновники всех рангов, простые граждане.
Всем нам хотелось бы жить в обществе, где нас уважают, где наши права защищены, избранные нами представители власти день и ночь пекутся о нашем благополучии. При этом, разумеется, все граждане обладают равными правами и, следовательно, абсолютно равны перед законом. На деле же, увы, состояние нашего общества пока мало напоминает описанную прекрасную картину.
В нашей истории, как и в истории любого государства, были разные периоды. Случались события, которые хочется вспоминать вновь и вновь. Были и такие страницы, которые перечитывать не очень приятно. Однако если мы говорим не об истории вообще, а о гражданском обществе, то я едва ли смог бы привести в качестве примера для дня сегодняшнего какой-либо период нашей истории. Это не означает, что сегодня мы сформировали гражданское общество, которого никогда не было ранее. Просто у нас вообще его никогда не было и, поэтому, то что мы имеем сегодня – не хуже того, что было вчера или позавчера. Но, согласитесь, то, что не стало хуже – не очень хороший повод для радости.
Легче всего, разумеется, обвинить во всём чиновников и тех, кто находится «наверху». Тем более, что сделать это не трудно. Пищи для справедливой критики и даже негодования полно. Вот, например, в последнее время много и по делу говорится о ненормальной ситуации на дорогах в Москве, где проехать становиться всё сложнее и сложнее из-за огромных пробок, в то время, как чиновники на машинах с синими мигалками на крышах проезжают куда и когда и им надо, часто с нарушением всех Правил дорожного движения.
Не так давно в интернете появился очередной ролик, посвященный мигалкам. Водитель отказался уступить дорогу едущему по встречке авто с мигалкой. Он вышел из своей машины, подбежал к автомобилю чиновника и попросил пассажира представиться, чего тот делать отказался.
Полностью разделяя негодование, вызванное поведением многих наших чиновников, всё же невольно задаюсь вопросом – а насколько правомерны действия этого водителя? Готов ли, например, он сам, если я посчитаю, что он нарушил тот или иной пункт Правил дорожного движения по первому моему требования представляться? Должны ли представляться по моей просьбе пассажиры, находящиеся у него в машине?
Я не оправдываю чиновников и их водителей, которые по любому поводу включают мигалки и мчаться по встречной полосе дабы, например, просто успеть пораньше вернуться со службы домой. Полностью соглашусь и с основными тезисами тех, кто борется с чиновничьим беспределом – «мы их наняли на работу, а они чувствуют себя хозяевами жизни» или «они существуют на наши налоги». Аргумент веский и с ним трудно не согласиться. Разумеется, при допущении, что сам человек, напоминающий об этом, действительно исправно платит налоги.
Действительно и чиновники, и военнослужащие, и дворники, и официанты, и многие другие категории граждан в той или иной степени существуют на наши деньги. Кому-то мы платим непосредственно, кому-то опосредованно через налоги. Не буду спорить и с тем, что огромное число чиновников сегодня, как и вчера воспринимает себя не иначе, как хозяевами жизни.
Но тут есть и другая потенциальная опасность – самим в пылу борьбы за гражданское общество не заметить, как перешагнуть границу и почувствовать себя не просто гражданином, а именно «хозяином», а это не одно и то же. Увы, но у нас частенько бытует своеобразное представление об отношении к тем, кто «существует на наши деньги». Так, например, заплатив деньги за отдых, некоторые из наших сограждан находятся в полной уверенности, что вправе относиться к обслуживающему их персоналу какого-нибудь отеля по хамски, сопровождая всё это словами о том, что «они тут платят за всё».
Не оправдывая чиновничий беспредел на дорогах, мне кажется, что их отношение к согражданам не так уж сильно отличается от нашего. Да, у большинства из нас нет мигалок на крыше автомобиля, но насколько уважительно мы относимся к другим водителям и пешеходам?
Всегда легко объединиться против кого-нибудь. Чиновник с мигалкой в этом смысле хороший повод для этого. Однако гражданское общество подразумевает формирование гражданами различных объединений, групп, коллективов не по одному лишь принципу «дружить против» и не сводится к различным эффектным, но не особенно эффективным формам консолидации, как, например, массовое приклеивание синих детских ведёрок на крыши своих автомобилей.
Чиновники на машинах с мигалками уважают других участников дорожного движения примерно также, как и сами эти участники (то есть мы) уважаем друг друга на тех же самых дорогах. Кто-то несётся по встречке, чувствуя себя сильнее, так как у него на крыше есть мигалка. Кто-то не обращает внимание на пешехода, стоящего у перехода и, чувствуя своё превосходство, спокойно нарушает Правила, понимая, что масса его автомобиля (пусть и без мигалки) куда больше, чем масса пешехода. Кстати, раз уж речь зашла о мигалках, то напомню, что подавляющее большинство их установлено вовсе не на автомобилях чиновников разного уровня. А уступаем ли мы дорогу, например, автомобилю Скорой помощи?