Во время политических потрясений обостряются чувства и разгораются страсти. Последние дни потрясений предостаточно. Вполне очевидно, что для многих украинцев Россия - не просто приграничное государство. Точно также, как и для россиян - Украина. Слишком много переплетено в нашей истории. Кто-то в своё время приехал из Украины учиться в Россию и с тех пор уже многие десятилетия проживает тут. Кто-то наоборот когда-то переехал из России на Украину. Мы слишком тесно связаны и близки, поэтому, взаимные обиды воспринимаются особенно остро и болезненно.
Последние несколько недель стали очень драматичными и в отношениях российских и украинских христиан. Особенно это заметно в интернете. Прозвучало много взаимных претензий. Кто-то обвиняет своих оппонентов в пассивности и аполитичности. Другие - в чрезмерной политической активности. Звучат даже взаимные обвинения в предательстве. Некоторые горячие головы видят в руководителе другой страны чуть ли не антихриста. Звучат привычные в таких случаях обвинения и штампы - "гебельсовская пропаганда", "жертвы мирового заговора", "фашистский режим" и т.д.
На мой взгляд сейчас не лучшее время для того, чтобы определять кто более виноват в сложившимся кризисе. Тем более, что в таких случаях, как правило виноватыми оказываются все. Все мы хотим уважения к себе, но далеко не всегда готовы уважать других, которые думают иначе. Если я живу в России, то у меня, конечно, может быть своя точка зрения на выбор, которые делают граждане Украины, проживающие во всех её регионах, но имею ли я права обвинять их в том, что они "жертвы пропаганды"? Если я житель Украины и мне не по душе выбор россиян, то стоит ли мне навешивать на них ярлыки?
Особенно неприятно наблюдать, когда в этой непростой ситуации верующие обвиняют друг друга. Эта непростая ситуация ещё хорошо показала, как легко мы готовы забыть что-то важное и главное. Как мы бываем скоры на слова и на гнев.
Христиане хорошо знают слова, что между ними должны быть разномыслия. Причём речь в этих библейских стихах шла о разномыслиях по вопросам вероучения, то есть по наиболее болезненным вопросам. Разномыслий же по различным второстепенным вопросам типа отношения к политической ситуации в Римской империи или в одной из её провинций - не может не быть. И тут важно научиться в таких ситуациях пытаться найти то, что объединяет нас, хотя это очень непросто.
Оставаться христианином в трудные времена очень сложно. Сложно и страшно. Страшно показать, что могу быть неправ. Страшно сказать, что не согласен со своими политическими соратниками. Не побояться того, что часто от вчерашних друзей и политических единомышленников прозвучат очень обидные слова и обвинения. Не постеснятся сказать "нет" тем, кто исповедует неприемлемые националистические, расистские, антисемитские взгляды, даже, если осознаёшь, что без их поддержки трудно рассчитывать на успех в каком-то начинании.
В последние дни неоднократно приходилось видеть в социальных сетях, как вчерашние братья, сёстры, друзья "вычёркивали" друг друга из списка "френдов", так как не разделяли их политических взглядов. Терять друзей всегда легче, чем их приобретать. Особенно в такие времена, когда сгоряча можно наговорить и "навычёркивать" многое и многих.
Сегодня многие христиане отмечают особый день - Прощённое воскресенье. Это не повод призвать друг друга к покаянию (это мы всегда делаем легко), но хороший повод попросить друг у друга прощения за то, что было сказано за последние дни и недели. А сказано было, к сожалению, с обеих сторон очень многое. Просить прощение всегда трудно. Если у нас на это нет сил на это, то может быть просто договоримся помолчать и помолиться хотя бы в течение нескольких дней? Помолиться молча. Для Бога нет ничего невозможного.