анонсы статьи
новости
24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде
Прощение

Андрей Суховский, Санкт-Петербург

Нагорная проповедь
Нагорная проповедь
В молитве «Отче наш» есть такие слова: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Это прошение находится между прошениями о хлебе и о защите от лукавого. После объяснения о том, как следует молиться, Христос добавляет: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:12-15).

Иисус счел необходимым заострить внимание учеников на словах о прощении. Почему именно на них? В молитве «Отче наш» сокрыто много глубоких истин. Существуют обширные богословские сочинения, посвященные буквально каждому слову этой молитвы. Однако Сам Христос особо выделяет фразу о прощении.

В Евангелии от Марка та же мысль встречается в другом контексте: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мар.11:25,26).

Слова Иисуса пугают. Пугают, потому что прощать порой трудно. Сравнительно просто прощать дистанционно и заочно (особенно, если речь о делах давно минувших дней). Трудно прощать, если обида свежа, а обидчик рядом.

Условие, которое ставит Иисус, на первый взгляд выглядит очень жестким. Является какой-нибудь новопредставившийся господин N на суд Божий и слышит: «Ты не простил, своего сослуживца за то, что он сказал тебе обидное слово 40 лет назад, и тебе самому нет прощения!».

Неужели Божье прощение обусловлено нашим решением простить обидчиков? Является ли непрощение непростительным грехом? Здесь нужно посмотреть на проблему в несколько ином ракурсе. Есть место, где царит полное прощение, и все долги, как в юбилейный год, отпущены. Это место - Небеса. Там обитают только люди, принявшие Божье прощение и простившие друг друга. Ведь ясно, что нельзя пронести на Небеса затаенную в сердце обиду. Способность прощать – это не условие для спасения, а качество присущее спасенным, свидетельство причастности к Небу.

Есть место, где царит вечное непрощение, – это ад. Там не прощают и прощения не ищут. Там царит вечная обида на ближних, на жизнь, на Бога. Эта обида мучительна, но отказаться от нее и забыть обитатели ада не хотят. Ведь для этого нужно будет отказаться и от всеподавляющей любви к себе. Ад можно описать как коалицию уязвленных эгоистов. Они вечно упиваются своими обидами и мучаются от яда этого напитка. Непрощение – это не причина, по которой Бог отправляет людей в ад, это, в каком-то смысле, и есть ад, избранный людьми. Здесь следует учесть еще один момент. В прощении есть волевая и эмоциональная сторона. Мы принимаем решение о прощении, принимаем решение любить, но это не значит, что мы мгновенно испытываем всю гамму чувств, связанных с этими понятиями. Христианство учит нас, что правильные решения, в конечном счете, формируют правильные чувства. Однако чувства могут запаздывать. Иногда на годы…

Даже после того, как мы произнесли слова «я прощаю», боль от обиды может остаться. Значит ли это, что мы не простили по-настоящему? Вовсе нет. Просто душевные раны не заживают немедленно после нашего решения. Возможно, некоторые раны будут исцелены только в лучах зари Нового мира.

Мы призваны прощать, несмотря на боль, а не потому что боль утихла. Человек, решивший простить, и человек, решивший не прощать, могут испытывать одинаково сильную обиду. Но один ищет исцеления, а другой бередит свои раны, решая, в конце концов, что они неисцелимы, и обида смертельна.

Клайв Стейплз Льюис в «Письмах к Малькольму» поделился своим опытом прощения. Его история во многом поучительна. Он пишет: «На прошлой неделе, во время молитвы, я неожиданно обнаружил, что простил человека, которого безуспешно пытался простить тридцать лет. Пытался и молился, чтобы простить. Когда это наконец произошло — неожиданно, словно выключили радио у соседа, — первой мыслью было: «Как легко! Почему же у меня раньше не получалось?»

Многие вещи начинают идти легко с того момента, как их вообще начинаешь делать, до этого они вообще не выходят. Как с плаванием: неделями никакие усилия не помогают удержаться на воде, но потом наступают день, час и минута, когда утонуть почти невозможно. Еще я подумал, что простить (жестокость того человека) и быть прощенным (за обиду) — одно и то же. Слова «прощайте, и прощены будете» звучат как сделка. Возможно, они гораздо больше. Возможно, по небесным меркам, то есть для чистого разума, это тавтология: прощать и быть прощенным — два названия одного и того же. Важно, что разрешен разлад, и сделал это великий Разрешитель».

Еще раз отметим, что за правильными решениями не всегда мгновенно следуют правильные чувства. За решениями следуют поступки. Помолиться за человека, сказать доброе слово, сделать доброе дело - все это может быть шагами веры. Но эти шаги ведут нас к мигу, когда морок обиды растает в лучах искреннего прощения.

Око-личности
Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие
  Следующие 20 >>