анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
Является ли концепция прав человека христианской?

Сергей Худиев, Москва

Является ли концепция «прав человека» христианской? Это зависит от того, с какой стороны мы к ней подходим. Является ли отвержение «прав человека» христианским? Точно нет. Рассмотрим это подробнее.

Одно и то же слово «свобода» может означать две противоположные вещи. С одной стороны, своеволие — и чаще всего под свободой люди понимают именно «возможность делать то, что я хочу». Насколько это стеснит других людей — уже их проблемы.

Уже привычный пример — ситуация, когда в США биологические мужчины, «идентифицирующие себя как женщины», добиваются «права» участвовать в женских видах спорта, и, естественно, как люди более крупные и мускулистые, выигрывают. Как это сказывается на положении реальных, биологических женщин и на спорте вообще — их не волнует. Они настаивают на своих правах.

Но «права и свободы» могут означать, напротив, самоограничение — «я должен уважать свободу своего ближнего, и воздерживаться от того, чтобы подавлять его, обманывать его или помыкать им — даже в целях, которые кажутся мне благими». Даже если я точно знаю, как лучше, я не должен принуждать моего ближнего — я должен свидетельствовать, увещевать, показывать добрый пример. Принуждение уместно только для пресечения какого-то явного и тяжкого зла.

В первом случае человек ставит в центр себя — произнося фразу «человек, его права и свободы» он имеет в виду совершенно конкретного человека, и это — он сам. Во втором — ближнего. В первом случае мы получаем ожесточенную битву своеволий, каждое из которых настаивает на своих «правах». Во втором — люди живут во взаимном уважении и деликатно уступают друг другу.

Признание прав и свобод другого — это проявление христианской добродетели смирения. Бог имеет Свой замысел о моем ближнем. Я не должен заставлять ближнего маршировать под мой барабан. Если я и должен кого-то принуждать к добру — так это самого себя. Однако бывает и третье явление — когда люди, указав на то, что лозунги свободы и прав используются для продвижения чего-то явно дурного и разрушительного, отвергают саму концепцию «прав и свобод», и настаивают на том, чтобы принуждать всех к добродетели.

В некоторых исламских странах есть «Министерство насаждения добродетели и искоренения порока», и «полиция нравов» бдительно следит, чтобы у женщины из-под платка как-нибудь не выбилась развратная прядь. Беда в том, что под теми, кого надо рукою крепкую принудить к добродетели, люди никогда не видят себя. Они сами-то уже достаточно добродетельны, их-то неволить не нужно — они будут теми, кто принуждает.

Если «права и свободы» этому мешают, их нужно просто отменить.

Это, на чисто мирском уровне, неблагоразумно — с чего вы взяли, что принуждать будете именно вы, а не вас? Почему вы думаете, что это под ваш барабан будут маршировать — а не вас заставят вас маршировать под чужой? Почему вы думаете, что это вы будете карать порочных людей — а не вас самих объявят порочными и покарают? Но главное — за желанием отменить права и свободы других стоят те же пороки, что и за злоупотреблением этими правами. Гордость и властолюбие.
Почему не надо быть слишком «позитивным»?

Иисус Библии и «Иисус» New Age

Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда
  Следующие 20 >>