Стремление к «позитивности» — одна из заметных черт современной культуры. Это часть атмосферы, которой мы дышим — хотим мы этого или нет. Она отражается на всем — на профессиональной деятельности и на духовных поисках. «Ты должен мыслить позитивно» — лозунг эпохи.
Ты не должен думать о плохом. Мир — чудесное место, ты — прекрасный и очень талантливый человек, у которого все получится. Никогда не верь тем, кто хочет напугать или смутить тебя. Когда это стремление переходит в область духовных поисков, оно порождает картину мира, в стиле New Age, в которой напрочь отсутствуют какие-либо негативные или пугающие элементы.
Не существует такой вещи как «грех»; есть только незнание того, как прекрасно вещи обстоят на самом деле. Не существует дьявола, бесов и вообще духовных сил зла. Любые духовные силы, с которыми вы вступите в контакт, любят вас и стремятся вам помочь в вашем «духовном развитии».
Традиционная религия, которая учила вас, что вы — грешник и нуждаетесь в спасении, просто морочила вам голову, и теперь этот морок надо радостно стряхнуть. Привлекательность такой проповеди отчасти понятна. Люди нуждаются в утешении и поддержке в мире, где так много того, что их пугает и удручает. Они слышали в своей жизни предостаточно упреков и придирок — и им хочется, чтобы их хвалили и ободряли.
В проповеди самих христиан часто не хватает «слова благого, слова утешительного» — люди чаще бывают больше озабочены обличением греха и проповедью запретов, чем возвещением, собственно, благой вести. На чисто психологическом уровне «негативные мысли» — «я плохой, вокруг все плохо, настоящее мрачно, будущее ужасно» — может быть признаком серьезной душевной болезни, культивировать их может быть просто опасно.
В чем же неправда «позитивности»? Люди, которые пытаются предложить нам более радостное мировоззрение, чем христианство, просто христианства не поняли. Христианство — это картина мира, по отношению к которой такие слова как «позитивный», «оптимистичный» или «радостный» не подходят, потому что звучат очень бледно. Мы верим, что высшая реальность, реальность Святой Троицы, преисполнена любви и радости. Что каждый из нас сотворен Богом лично, по Его особому замыслу, для вечной радости.
Наше предназначение — быть бесконечно счастливой семьей, глава которой сам Бог, и вечно ликовать о Нем, друг о друге, о всем Божием творении. Именно на фоне этой безграничной радости и возникает неизбежный вопрос — почему же мы не живем в этом бесконечном свете и радости? Как так получилось, что мы враждуем, ссоримся, страдаем и умираем? Как говорит Калигула в пьеса Камю, «люди умирают, и они несчастны».
Если принимать атеистическую картину мира, то удивляться тут нечему. Все живое грызет друг друга, страдает и умирает, люди — не исключение, да и с чего бы им быть исключением. Но, если верить — как верят христиане — в благого Бога, который создал нас для вечной радости, мы не можем уйти от вопроса, как мы оказались в такой беде и как нам спастись от нее. И ответом на этот вопрос является христианское представление о грехе. Часть Божиих созданий — часть ангелов и люди — злоупотребили Божиим даром свободы и сделали неправильный выбор.
Мы отвергли (и продолжаем отвергать) нашего Создателя, и избираем свои собственные, а не Его пути в жизни. Падшие ангелы (бесы) продолжают нас на это подбивать. Чтобы вернуться к Богу, мы должны осознать реальное положение дел — мы согрешили и нуждаемся в прощении; дьявол, увы, реален и весьма изощрен в обмане. Это не слишком позитивное осознание — но именно с него начинается наше возвращение к вечной радости.