анонсы статьи
новости
25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений

16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами
Добродетель незлобия

Сергей Худиев, Москва

Новость, что президент США Дж.Байден не придумал ничего лучше, как назначить «День Видимости Трансгендеров» на западную Пасху, вызвала бурную реакцию и в самих США, и у нас. Многие решительно заявили о том, что стоят на стороне традиционных христианских ценностей против окончательно с ума сошедшей повестки.

Это бы и хорошо — повестка действительно с ума сошла, факт — но грубый, агрессивный тон некоторых комментариев заставляет вспомнить о том, что у лукавого всегда больше одной ловушки. Идеология, которая внушает растерянным, житейски неопытным, уязвимым подросткам (чаще всего — девушкам), что они «родились не в том теле», заманивает их на «операцию по перемене пола» и оставляет их искалеченным на всю жизнь — несомненное, бесовское зло. Эта идеология (ложно) апеллирует к терпимости, состраданию, пониманию, мягкости, деликатности и очень много говорит о любви.

«Так вы любящие, понимающие, сострадательные люди — или вы злобные злыдни?» «Уж лучше мы будем злобными злыднями!» — отвечают сторонники традиционных ценностей. Что же, этот вариант дьявола тоже устроит.

В своей работе «Об антихристовом добре» профессор Георгий Петрович Федотов обращает внимание на интересный парадокс. Люди, узнав, что антихрист, всемирный обманщик, который явится на землю перед концом мира, будет (ложно) изображать из себя человека милостивого, доброго и правдивого, решают быть злыми и жестокими — чтобы удалиться от антихриста подальше. Это, как отмечает Федотов, работает и в других случаях. Безбожники-революционеры говорят о сострадании к бедным — мы, как хранители веры и традиции, будет требовать бедным «розог и свинца».

Как он отмечает, «Антихрист так похож на Христа, что люди, боясь обмануться, – вернее, отталкиваемые ненавистью – начинают ненавидеть самый образ Христов». Эта работа была опубликована в 1926 году, и с тех пор тенденция, которая в ней описана, стала только очевидней.

Любые массовые движения неизбежно апеллируют к добродетели, к «лучшему в нас», к идеализму людей (особенно молодых), которые хотят изменить мир к лучшему. Все они учат жить «для правды, для свободы». Многие люди (христиане в том числе) понимают, что имеют дело с обманом, что от имени добродетели им предлагают что-то ложное и пагубное. Но беда в том, что «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9), желание сбросить с себя узы нравственного закона выскакивает почти автоматически.

Обманщики взывают к любви — значит нам позволена ненависть, они требуют жалости — значит уместна жестокость, они требуют деликатности — значит нам прилична самая гопническая грубость. Это напоминает ситуацию, когда жулики, собирающие деньги с свои карманы, якобы на нужды страдальцев, попутно ожесточают общество против настоящих нуждающихся. И тут важно не поддаваться на эту манипуляцию лукавого. Ложные учения, которые апеллируют к добродетели, не обесценивают саму эту добродетель.

Мягкость, кротость, сострадание — даже простая вежливость — не перестают быть добродетелями, обязательными для христианина. Как говорит Апостол: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:24,25).
Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»
  Следующие 20 >>