анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
Бах остается Бахом

Сергей Худиев, Москва

Время от времени читаю в интернете о людях, которые ушли от веры. Они, по их словам, тоже имели яркий опыт обращения, мистические озарения, благодатные утешения — а потом поняли, что все это было иллюзией.

Атеисты говорят: «Вот и вам пора понять, что ваш опыт веры тоже иллюзорен». Что же сказать на это?

В интернете я как-то видел смешную картинку. Заборчик, за которым сложены различные дорожные знаки, на котором кто-то написал: «Боже, дай мне знак». Впрочем, еще более остроумной была другая — человек, опять-таки, просит о знаке свыше, который должен указать ему, что делать, и тут луч света «промыслительно» падает на гору немытой посуды в раковине.

Знаки указывают нам дорогу, но не принуждают нас идти. Их можно проигнорировать, их можно неправильно понять, можно так сильно хотеть укрепиться в своих намерениях, что принять за знак что-то другое. Переживания утешения и близости Божией — это тоже знаки, и они не имеют принудительного характера.

Человек, который неожиданно для самого себя заплакал, услышав на концерте оркестровую сюиту Баха, может интерпретировать это по-разному. Он может сказать, что у него просто был тяжелый день и он много нервничал в последнее время. Он может начать уверять себя, что стал жертвой какого-то эффекта, с которым пока не разобрались, но обязательно разберутся британские ученые. В конце концов, все, что произошло «на самом деле» — он услышал музыку в ярко освещенном концертном зале, где вся атмосфера создана таким образом, чтобы внушать слушателю — «сейчас вы услышите великий шедевр в исполнении искусных музыкантов, это должно произвести на вас сильное впечатление, иначе зачем вы сюда пришли».

Но он может отказаться обесценивать пережитый им опыт всеми этими «а на самом-то деле» и признать, что его души коснулось нечто таинственное, доброе и прекрасное, чему он затрудняется найти название. Что ему приоткрылась дверь куда-то, куда он хочет и не смеет войти, его уха коснулась весть, которой он жаждет — и не смеет поверить. Выбор всегда остается за самим человеком.

Это так и в отношении любых благодатных утешений, любого опыта присутствия Бога в нашей жизни, который мы переживаем в разных обстоятельствах. Это может или гениальная музыка, или книга, или красота природы, или доброта людей, или просто непонятно откуда пришедшее внезапное утешение. Мы всегда свободны принять этот опыт, признать его как знак, посланный от Бога, или обесценить и отклонить. Причем человек может сначала признать его — да, это было знаком присутствия Бога в моей жизни — а потом, уже годы спустя, его обесценить. «А на самом-то деле» я поддался внушению или иллюзии, за этим не стоит ничего подлинного».

Это не значит, что знака не было — это значит, что человек принял решение его отклонить. Этому могут быть разные причины. Нередко — насколько можно судить по рассказам самих людей — проблема в том, что люди склонны выстраивать себе ложный образ Бога, а потом от него шарахаться. Но, так или иначе, Бах остается Бахом, а Бог остается Богом — принимаем мы знаки или нет.
В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба
  Следующие 20 >>