анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Воплощение Христово

Антон Лебедев, Саранск

Есть ли что-то необычное для Бога? В разуме сразу же возникает ответ - вряд ли, если для Него один день как тысяча лет, а для сотворения мира достаточно произнести несколько фраз. Впрочем, не стоит торопиться давать ответ на этот вопрос.

Тайна Воплощения, явленная нам в Писании и Личности Сына Божьего Иисуса Христа, занимала умы христианских богословов, начиная с древних времен. Причиной этому, впрочем, служил вовсе не только интеллектуальный интерес, но борьба с вполне конкретными христологическими ересями. В конечном счете, IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451 г. от Р.Х.) постановил, что (в согласии с библейским учением) Божественная и Человеческая природы (естества) Христа существуют в Нем неслитно, неизменно (непреложно), нераздельно, неразлучно. Эта известная формулировка, с одной стороны, отдает должное тайне Воплощения, а с другой - достаточно точно и сбалансированно представляет нам библейский образ Христа. Итак, Божественное и Человеческое начала во Спасителе остаются явными и различимыми (неслитными), неповрежденными и цельными (неизменными), образуют Единую Личность (нераздельны), а также существуют в Нем постоянно и вечно (неразлучны). О каждой из этих характеристик можно говорить довольно долго и приводить библейские аргументы, что достойно отдельной статьи и даже труда (впрочем, написано их уже немало).

Тем не менее, кто-то скажет, что подобные «тонкости» не имеют серьезного значения для современных рядовых верующих и должны остаться на уровне академического, «высокого» богословия. Важно любить Христа, следовать за Ним, исполнять Его заповеди и служить людям (некоторые добавят сюда и некую «правильную» политическую позицию). Однако Священное Писание уделяет этой теме немалое место; верное понимание «Христа, пришедшего во плоти» (1 Ин. 4:2) ставится на уровень вопросов жизни и смерти, духа от Бога или антихриста (ст. 3), а учащие иному отождествляются со лжепророками (ст. 1). Наконец, очевидно - Кому мы поклоняемся не менее важно, чем как мы поклоняемся или что делаем для Него. Священное Писание утверждает: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), следовательно речь идет о Самой Личности Христа и сути христианской веры.

В Послании Евреям, во второй главе, автор пишет: «как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные…» (ст. 14). Иисус стал Причастником человеческого естества, что конечно же (отвечая на вопрос в начале) было сверхъестественным даже для Самого Господа - Второе Лицо Предвечной Троицы ограничивает себя, «уничижил Себя Самого» (Флп. 2:7), являет величайшее смирение, став беспомощным Младенцем, затем испытав многие искушения и трудности, будучи ограниченным в проявлении некоторых Своих Божественных качеств. Эту ответственность Господь, «Сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18), принимает на себя добровольно: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10:9) и осознанно: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр. 10:5) - Христос знает о Своих грядущих страданиях, значимости Своей жертвы, понимает всю тяжесть греха, который будет возложен на Него. Воплощение достигает множества целей, и все они направлены на вечное благо человека. Вторая глава послания Евреям с 14 по 18 стихи продолжает говорить об этих важнейших истинах.

Во-первых, Христос воплотился, чтобы умереть («дабы смертью лишить…»). Ему надлежало пострадать во плоти и крови, чтобы стать совершенной жертвой за грех людей. Вместе с тем, только Бог мог явить такое смирение, терпение, прощение и любовь.

Во-вторых, Христос воплотился, чтобы победить («лишить силы… дьявола»). Имеющий власть (державу) смерти (то есть ведущий людей в вечные муки) сатана сам был «властно подвергнут позору» (Кол. 2:15), Его планы по вечной погибели всего человечества были разрушены, а участь в озере огненном - предопределена. Таким образом, дьявол, больше не имеет над верующими власти.

В-третьих, Христос воплотился, чтобы спасти («избавить»). Спасение от власти дьявола и греха, вечных мучений и, конечно же, от гнева Божьего возможно только через возложение греха на воплощенного Господа и передачу Его праведности нам.

В-четвертых, Христос воплотился, чтобы освободить («тех, кто от страха смерти… были подвержены рабству»). Верующие могут больше не бояться «смерти второй» (Откр. 20:6) и осуждения (Рим. 8:1), они счастливы в свободе - даже скорби, тяготы жизни, телесные болезни и физическая смерть не должны лишать их небесной радости.

В-пятых, Христос воплотился, чтобы стать подобным нам («во всем уподобиться братиям»). Он принимает «семя Авраамово» (то есть воплощается в представителя народа Божьего), чтобы подчеркнуть и превознести значимость евреев в деле искупления человечества. Он стал Человеком (не Ангелом), чтобы именно человек (не Ангел) особым образом приблизился к Богу и стал Его чадом. В этом наша особая привилегия как венца творения.

В-шестых, Христос воплотился, чтобы служить («быть милостивым и верным Первосвященником»). Христос - Посредник между Богом-Отцом и человеком в спасении и вечном заступничестве за нас, Его служение характеризуется милостью (расположением к людям) и верностью (послушанием Отцу). Посредничество возможно только тогда, когда «медиатор» хорошо понимает обе стороны конфликта и, таким образом, способен их примирить, предложив оптимальное решение. Христос - идеальный и уникальный Посредник, знающий небесный и земной миры, испытавший на себе славу небес и существование в человеческом естестве.

В-седьмых, Христос воплотился, чтобы сострадать нам («как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь»). Он был искушен дьяволом и успешно прошел самые тяжелые испытания, при этом не поколебался и не отступил, познав все, «кроме греха» (Евр. 4:15). А значит, может понять наши слабости, трудности, немощи и в полноте сострадать, милуя нас.

Воплощение Христово - это не просто теоретическое знание или отвлеченная от жизни доктрина. Это столп нашего спасения, залог искупления, доказательство любви Божьей к человеку, гарантия Его милости и помощи в освящении. Это великий пример для нас - жертвенности, победы, служения и сострадания. Наконец, воплощение Божье - это предвестник и нашего пребывания в небесных обителях, где мы увидим Агнца «как бы закланного» (Откр. 5:6), узрим Сына Божьего, который теперь навеки и Сын Человеческий - ради нас и во славу Бога-Отца.
Преимущество быть виноватым

Любовь и суд

Примириться с Богом

За что меня судить?

Состояние несовместимое с жизнью

Вера в науку

Представления о рае

Опыт благодати и бремя доказательства

Единородный Сын и трудности языка

Почитайте себя мертвыми

Борьба со злом

Между Гераклитом и Моисеем

Господь неудачников

Более личное, чем первая любовь

Единородный Сын и трудности языка

Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

О непонятности Христианства

«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Может ли машина мыслить?

Сила притяжения
  Следующие 20 >>