анонсы статьи
новости
27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане
Искупление придумал Павел?

Сергей Худиев, Москва

Довольно часто я натыкаюсь на идею, что одну из центральных доктрин Христианства — искупительную смерть Иисуса за наши грехи — привнес Апостол Павел, возможно, подхватив ее из каких-то языческих мифологий. Ни сам Иисус, ни Его ближайшие ученики ее, якобы не знали.

Эта мысль высказывается очень много кем — от неоязычников до мусульман — но я приведу ее в версии Льва Толстого:
«Как основа учения Христа в том, что главная и единственная обязанность человека есть исполнение воли бога, то есть любви к людям, — единственная основа учения Павла та, что единственная обязанность человека — это вера в то, что Христос своей смертью искупил и искупает грехи людей».

Тезис что «Христос умер за грехи наши, по Писанию... Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор.15:3-4) действительно является центральным для Апостола. Когда ему нужно очень кратно изложить содержание его благовестия, он прибегает именно к этой формулировке. Но является ли он ее автором или исключительным проповедником? Для того, чтобы понять это, нам стоит обратить внимание одной из ключевых ветхозаветных пророчеств об Иисусе — Ис. 53.

В этой главе, в частности, говорится: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:5-6).

Формулировка Апостола Павла «Христос умер за грехи наши» — это просто сокращение слов Пророка. Тезис о праведнике, который умер за грехи неправедных, и этим приобрел им оправдание, выражен у Пророка с предельной ясностью: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11).

Этот текст создан задолго до Апостола Павла и до Иисуса; но и Павел, и другие Апостолы, и сам Господь Иисус обращаются именно к нему. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет.3:18) говорит Апостол Петр, а Апостол Иоанн тоже говорит об Иисусе как о жертве за наши грехи: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан 2:2).

Сам Господь Иисус понимает Свое служение, прежде всего, как искупительное: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45).

Более того, он относит пророчество Ис.53 к Себе самому: «Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Лук.22:37).

Речь идет об Ис.53:12: «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Таким образом, если мы рассмотрим Писание сколько-нибудь внимательно, версия об Апостоле Павле как «изобретателе» доктрины Искупления рушится. Об Искуплении говорит уже Ветхозаветный Пророк за столетия до Павла. Это учение последовательно проходит через всю Библию.
В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!
  Следующие 20 >>