анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Развод и попсовая книжка

Михаил Чернявский, Хабаровск

Сегодня в России более половины всех браков распадается
Сегодня в России более половины всех браков распадается

«Один способный студент дошел до помешательства оттого, что слишком много читал и был влюблен».
Мартин Лютер, «Застольные беседы»



Статистика разводов

Две безрадостные причины заставили меня вновь призадуматься о проблеме разводов в христианской среде, а затем увели меня в сторону глобальных размышлений. Сначала я услышал об очередной семейной паре верующих людей, которые собрались разводиться. Затем мне попалась в руки книжка по означенной тематике, которая еще больше меня озадачила. Но обо всем по порядку.

Разводы в христианской среде случались всегда, но чаще в качестве чрезвычайного происшествия. Евангельские церкви и сегодня славятся крепкими и благополучными семьями. Однако в наши дни такая репутация может быть поддержана только на фоне безбожного общества. Если же взглянуть на сообщество христиан не в перспективе мирских статистики и ценностей, а через призму Священного Писания, похоже, что сегодня в этой сфере некий эпидемиологический порог пройден.

Разные социологи всегда дают разные цифры, и все с определенной долей погрешности. Однако согласно усредненным данным около 80% браков в современной России распадается. При этом сегодня женщины подают на развод чаще мужчин в два раза. Эмансипация, индивидуализм и карьеризм подтачивают традиционные семейные устои.

Подсчеты социологов затрудняются модой на так называемые «гражданские браки», которые с христианской точки зрения являются ничем иным как сожительством в блуде. Данная мода – одно из ярчайших свидетельств глубочайшего кризиса института семьи. Распад таких отношений зафиксировать не представляется возможным. Под что бы не маскировались отношения такого рода, на деле они являются греховной и при этом самой популярной формой выражения недоверия своему партнеру.

Среди самых распространенных причин разводов обычно упоминаются: зависимость одного из супругов (чаще всего алкоголизм и наркомания), супружеская неверность, несовместимость взглядов и жизненных ценностей. Уязвимость христианских браков перед названной триадой крайне мала.

Тем не менее, верующие не застрахованы от множества других причин кораблекрушения семейной ладьи. Среди них – необдуманное вступление в брак, отсутствие собственного жилья, неудовлетворенность друг другом в сексуальном плане, несовместимость характеров, неумение строить семейные отношения и решать конфликты, разочарование в супруге, безответственное отношение одного из супругов к семейной жизни, бездетность и длительное раздельное проживание.

С другой стороны важно отметить, что социологи выделяют ряд причин, которые мешают супругам развестись. Наиболее распространенные – сложности с разделом детей и имущества, материальная зависимость одного супруга от другого, несогласие мужа или жены на развод. Очевидно, для евангельских верующих к данному списку добавится, оказавшись не на последнем по значимости месту, боязнь осуждения церковью и дисциплинарного взыскания. В результате подлинное супружество может угаснуть при формальном продолжении семейной жизни под давлением общественного мнения.

Как ни странно, одно из мест, где мне довелось столкнуться с наглядными последствиями разводов – христианская общеобразовательная школа. В целом атмосфера христианского учебного заведения по своему позитиву и духовно-эмоциональному микроклимату несопоставима со светскими аналогами. Но, к сожалению, и здесь неизбежно приходится сталкиваться с проблемами детей из неполных семей и другими прорехами в домашнем воспитании.

Книжка о разводе

Книжка, подлившая масла в огонь, называется «Развод и его последствия» (Киев, 2008). Ее автор – Елена Архипова – позиционирует себя в качестве «профессионального психолога, педагога и доктора теологических наук». Елена вместе с мужем Виталием являются известными в Беларуси и за ее пределами неопятидесятническими пасторами, популярными телепроповедниками и консультантами, авторами нескольких десятков книг.

Архиповы проводят массу семинаров, тренингов и конференций. Их бурная деятельность развивается под знаменем основанного ими международного движения «Arkhipov Ministry». А началось все в 1993 году, когда Елена «побывала на богослужении в одной из евангельских церквей г. Минска и приняла Господа». Вернувшись в свой родной город, она стала активно благовествовать. «Вскоре после покаяния Елена была рукоположена на пасторство и стала первой в Беларуси женщиной-пастором. Ей было восемнадцать лет».

Опустим здесь размышления о поспешном возложении рук и теме женского епископата. Еще четыре с половиной столетия назад шотландский реформатор Джон Нокс написал «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин». Кроме себя практически никому он этим трактатом не навредил.

Так что же разочаровывает в прочитанной книге женщины-пастора? Дело в том, что она точно не является трудом по библейскому душепопечению или христианскому консультированию. Книга написана в стиле модной и популярной светской психологии в духе произведений любимца домохозяек теле-доктора Андрея Курпатова. Это один из примеров книжной попсы, основанной на идеях светского гуманизма.

На страницах своей небольшой книжки Елена Архипова почти не упоминает Господа, Его Слово, Божью благодать и силу Духа Святого в жизни верующего. Также почти не упоминается об опасности греха. В этой книге не сказано ни слова ни о библейских принципах построения семейных отношений, ни о христианском взгляде на развод, его последствия и их преодоление. Один красноречивый факт. В начале книги читаем, что все цитаты из Библии приведены по русскому Синодальному переводу. Попробуйте угадать, сколько этих цитат можно найти в книжке пастора и доктора теологических наук, состоящей из 93 страниц? Не угадали! Целая одна цитата из Иова 14:7-9 (С. 87). И в приведенных словах Иова, конечно, не говорится ни о браке, ни о разводе. А зачем? – если основным аргументом Е. Архиповой является магическая фраза: «психологи говорят».

В заключение книги читаем: «Если вы уже в разводе, то постарайтесь выстроить новую жизнь, свою собственную. Положение разведенного человека не говорит о его неполноценности, а дает новые возможности. Холостой мужчина и незамужняя женщина могут жить наполненной смыслом жизнью и радоваться своим успехам.

Не считайте себя неудачником из-за того, что семейная жизнь потерпела поражение. Не отождествляйте себя со своими поступками. Да, вы потерпели неудачу, но это не означает, что удача навсегда отвернулась от вас. Не позволяйте ошибкам и неудачам прошлого стоять на пути вашего будущего!»

И все бы ничего, но в следующем абзаце пастор Елена называет свои выводы «духовным подходом к оценке реальности». Клайв Льюис утверждал, что человеку, который почувствовал в своем сердце охлаждение к супруге, не стоит руководствоваться любовными порывами и с надеждой бросаться в объятия другой. В этом смысле «мы не имеем права на счастье» в его мирском понимании. А психологи скажут, что тезис Льюиса выглядит полнейшей нелепостью, потому что не мотивирует на удачу и личный успех.

С одной стороны, в серьезных богословско-душепопечительских работах чаще всего говорится, что развод – это всегда следствие греха. Данная посылка совершенно чужда светской психологии и гуманистическому мировоззрению, в центре которых находится человеческое «Эго». Знание психологии может послужить душепопечителю огромным подспорьем в качестве полезного инструментария на многих этапах консультирования. Но освободиться от греховного рабства, обновить сознание вечной истиной и воспользоваться искупительной благодатью без Евангелия невозможно.

С другой стороны, те же ведущие христианские специалисты иногда дерзают вводить в свои размышления неожиданный и как будто провокационный образ, тем не менее, коренящийся в Священном Писании. Первым из разведенных является Сам Бог, о чем красноречиво сказано у пророков от Его собственного имени: «Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша» (Ис. 50:1; ср. Иер. 3:8).

Итак, проблема разводов сложна и противоречива, что в теоретическом, что в практическом аспектах. Анализировать ее необходимо всесторонне и не только с перспективы церковной дисциплины. Церкви необходима четкая позиция и вместе с тем – мудрость для индивидуального подхода к каждой отдельной ситуации.

Индуктивные выводы

Точной статистики нет, но вне всяких сомнений, разводы в христианской среде последнее время учащаются. Книг на эту тему написано превеликое множество. Есть среди них качественные и достойные внимания, а есть коммерческая попса и дилетантизм. К счастью, не сошелся клином белый свет на книгах супругов Архиповых. И очередной распад христианской семьи – это лишь частный пример неких глобальных явлений. Что же это за явления?

Церковь является частью общества, в котором живет. При этом церковь пытается влиять на социум, а также неизбежно испытывает его воздействие на себе. Методичные удары морального релятивизма по христианским ценностям произвели сексуальную революцию, узаконили ее плоды и продолжают подвергать мощнейшей эрозии институт семьи.

Западная цивилизация провозгласила начало постхристианской эпохи, и центр тяжести мирового христианства фактически стал смещаться в страны третьего мира. Евангельское движение оказалось в кризисе там, где духовная жизнь была коммерциализирована и максимально облегчена.

Духовно-рыночные отношения работают по общим законам экономики, то есть через соотношение спроса и предложения. Массовое потребительское сознание жаждет простых ответов на сложные вопросы по сходной цене. Иначе говоря, люди ищут учителей, которые льстили бы слуху. А льстить сегодня убедительнее и авторитетнее всего получается на основе светского гуманизма, проповедуя раскрытие внутреннего человеческого потенциала. Успех, самосовершенствование и улучшение качества жизни – заманчивая наживка современного мира.

Яркие учителя, нашедшие свою нишу на духовном рынке, создают международное служение имени себя и успешно реализуют свой товар. Они постоянно повышают свою эффективность, используя технологии менеджмента и маркетинга. Их цель не указать путь к свободе, а наоборот – «подсадить» клиентов на свой товар. Вот и снимаются телепрограммы и пишутся книги с названиями: «Стань миллиардером за неделю», «50 способов решить все семейные проблемы в течение суток» или «Как за месяц создать мега-церковь». Духовная продукция именно такого рода сегодня является товаром массового потребления.

Адриан Пласс в своем потрясающе остроумном «Сокровенном дневнике» описывает ситуацию, когда его главный герой посещает христианский книжный магазин. После краткого и неловкого диалога, продавец протягивает посетителю книгу, взятую со стеллажа на котором написано: «Христианское слесарно-водопроводное дело». К сожалению, для современной России сарказм Адриана Пласса абсолютно понятен и актуален.

Можно жить в информационном обществе и быть равнодушным к собственной судьбе, интересуясь чем угодно, кроме библейских принципов супружества. Можно петь «Аллилуйя!», говорить «Господи! Господи!», находясь в мэйнстриме общества потребления и предпочитая христианство-лайт Христу. Однако не лучше ли направить свою свободу в созидательное духовно-интеллектуальное русло?

Мы есть то, что мы едим. Значение этой истины в духовном смысле гораздо важнее, чем в физическом. Массовое увлечение продукцией популярных телепроповедников-однодневок формирует искаженное и поверхностное понимание библейских истин и делает церковь более подверженной мирскому влиянию. Происходит ментальная и ценностная деформация. Учащение разводов – лишь один из заметных симптомов данной уязвимости.

Достойной альтернативой вульгаризации евангельского учения служит испытанная временем христианская классика, сосредоточенная на богодухновенном первоисточнике. «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8:18).
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>