анонсы статьи
новости
25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений

16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами
Девятое Ава

Сергей Худиев, Москва

Макет Второго храма
Макет Второго храма
В этот день религиозные евреи отмечают девятое ава - день траура и скорби. Это день разрушения Первого и Второго иерусалимского храма, в который вспоминают все несчастья, выпавшие на долю еврейского народа. В этот день соблюдают пост, исполняют различные обряды, выражающие траур, даже воздерживаются от чтения Писания, кроме чтения книги Плач Иеремии, так как изучение Писания есть радость, от которой воздерживаются в эти траурные дни.

Второй храм был разрушен в 70-м году нашей эры после неудачного восстания иудеев против римлян. Это было почти две тысячи лет назад, но, несмотря на толщу времени, несмотря на все трагические события, прошедшие с тех пор, люди оплакивают это событие так, как если бы оно произошло вчера.

Храм был чем-то гораздо большим, чем просто национальной святыней - в нем, по обетованиям Писания, Сам Бог пребывал среди своего народа. Разрушение храма неизбежно ставило вопрос о месте этой катастрофы в Божьем замысле об истории Израиля и всего мира.

Пророчества о Мессии нередко упоминают храм, например, у Малахии мы читаем: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал.3:1).

Но если храм разрушен, Мессии просто некуда приходить, пророчество осталось тщетным... Если только оно не исполнилось до 70 года, когда в храм вошел Иисус из Назарета. Это очень серьезный, если не сказать, решающий аргумент в пользу того, что Иисус и был предреченным Мессией, но, что удивительно, новозаветные авторы к нему не прибегают. Почему? Потому что они (мы как мы можем сказать по этому и другим признакам) писали до разрушения храма.

Учёным-библеистам 70 год н.э. в его катастрофическими событиями дает важную точку отчета для датировки новозаветных текстов. Например, автор Послания к евреям тратит много времени на то, чтобы объяснить христианам, что им не нужно участвовать в храмовых жертвоприношениях потому, что исчерпывающую жертву за все уже принес Иисус Христос, и ему в голову не приходит сказать, что храмовые жертвоприношения просто невозможны - храм уничтожен.

Текст Послания к евреям создан до разрушения храма. Это верно и по отношению к большей части других новозаветных текстов - из содержания ясно, что они создавались до катастрофы 70-года. А это значит, что в Новом Завете мы имеем дело не с позднейшими мифами, как одно время уверяли скептики, а с воспоминаниями первого-второго поколения учеников Иисуса, записанными тогда, когда многие свидетели евангельских событий были еще живы. Так трагическая дата девятое ава напоминает нам всем (евреям и неевреям) о твердых основаниях той надежды, которую мы имеем в Иисусе Христе.
Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»
  Следующие 20 >>