анонсы статьи
новости
27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»

14.8.2024
Издана брошюра, в которой изложена позиция Ватикана по вопросам эвтаназии и суицида
Девятое Ава

Сергей Худиев, Москва

Макет Второго храма
Макет Второго храма
В этот день религиозные евреи отмечают девятое ава - день траура и скорби. Это день разрушения Первого и Второго иерусалимского храма, в который вспоминают все несчастья, выпавшие на долю еврейского народа. В этот день соблюдают пост, исполняют различные обряды, выражающие траур, даже воздерживаются от чтения Писания, кроме чтения книги Плач Иеремии, так как изучение Писания есть радость, от которой воздерживаются в эти траурные дни.

Второй храм был разрушен в 70-м году нашей эры после неудачного восстания иудеев против римлян. Это было почти две тысячи лет назад, но, несмотря на толщу времени, несмотря на все трагические события, прошедшие с тех пор, люди оплакивают это событие так, как если бы оно произошло вчера.

Храм был чем-то гораздо большим, чем просто национальной святыней - в нем, по обетованиям Писания, Сам Бог пребывал среди своего народа. Разрушение храма неизбежно ставило вопрос о месте этой катастрофы в Божьем замысле об истории Израиля и всего мира.

Пророчества о Мессии нередко упоминают храм, например, у Малахии мы читаем: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал.3:1).

Но если храм разрушен, Мессии просто некуда приходить, пророчество осталось тщетным... Если только оно не исполнилось до 70 года, когда в храм вошел Иисус из Назарета. Это очень серьезный, если не сказать, решающий аргумент в пользу того, что Иисус и был предреченным Мессией, но, что удивительно, новозаветные авторы к нему не прибегают. Почему? Потому что они (мы как мы можем сказать по этому и другим признакам) писали до разрушения храма.

Учёным-библеистам 70 год н.э. в его катастрофическими событиями дает важную точку отчета для датировки новозаветных текстов. Например, автор Послания к евреям тратит много времени на то, чтобы объяснить христианам, что им не нужно участвовать в храмовых жертвоприношениях потому, что исчерпывающую жертву за все уже принес Иисус Христос, и ему в голову не приходит сказать, что храмовые жертвоприношения просто невозможны - храм уничтожен.

Текст Послания к евреям создан до разрушения храма. Это верно и по отношению к большей части других новозаветных текстов - из содержания ясно, что они создавались до катастрофы 70-года. А это значит, что в Новом Завете мы имеем дело не с позднейшими мифами, как одно время уверяли скептики, а с воспоминаниями первого-второго поколения учеников Иисуса, записанными тогда, когда многие свидетели евангельских событий были еще живы. Так трагическая дата девятое ава напоминает нам всем (евреям и неевреям) о твердых основаниях той надежды, которую мы имеем в Иисусе Христе.
Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая

Зачем читать сегодня «Божественную комедию» Данте?

Туринская Плащаница — все таки, времена Иисуса

Несколько добрых слов. О повести Ричарда Форда
  Следующие 20 >>