анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Бесплодное упорство невежества

Сергей Худиев, Москва

История бесплодной смоковницы, которая есть в Евангелии от Марка (и Матфея) - это, наверное, самое любимое место в Евангелии у атеистов. Я часто, что это проявление раздражительности со стороны Христа, а это противоречит христианской доктрине о Его безгрешности. Об этом писал Бертран Рассел, недавно прочитал эти же мысли у Ричарда Докинза.

Сама история выглядит так: "На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его". (Мар.11:12-14). После чего смоковница засохла.

О чем эта история? Тому, кто читал книги Пророков, ясно, о чем идет речь - насаждения, которые должны приносить плоды, но не приносят - это народ Божий, и, особенно, его вожди. Как говорит Пророк: "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; [ждал] правды, и вот - вопль" (Ис.5:7) Святой Иоанн Креститель сравнивает грешников с деревьями, которые будут срублены, если не принесут плода покаяния: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Матф.3:10).

Праведник, напротив, сравнивается с плодоносным деревом: "Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод" (Иер.17:8). Сравнение людей и народов с деревьями - общее место у Пророков, например, как сказано у Иезекииля: "И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю" (Иез.17:24).

Таким образом, проклятие бесплодной смоковницы есть пророческое знамение, которое было более чем прозрачно для современников Иисуса - как и Его притчи, в которых Господь обличает вождей народа как неверных виноградарей. Есть ли в этом что-то сложное? Для человека, не знакомого с Библией, возможно, да - вообще очень трудно понять что-то не зная культурного контекста. Но эта проблема легко решается - Рассел мог поговорить с любым христианским служителем, Докинзу и это не обязательно - достаточно навести справки в интернете.

Проблема не в недоступности знания, а в нежелании его получать. Чтобы понять Библию, как и любую книгу, нужно хотеть ее понять. Не обязательно уверовать - но хотя бы оценить как грандиозный эпос, в котором история развивается, как в драме, от завязки к финалу, и каждая деталь отражается в каждой другой.

Враждебность к тексту не дает человеку возможность понять его - тут необходима хотя бы нейтральная отстраненность, как люди могли бы изучать памятники давно ушедшей цивилизации.

Но Библия слишком жива даже для атеистов, и они не могут читать ее спокойно и отстранено. Отсюда эта причиненная себе самим слепота, принужденная глупость и невежество людей, которые в других областях вовсе не являются глупыми и необразованными, ехидные вопросы при полном нежелании слышать ответы, которые уже давно даны. Это бедственное состояние, но если человек из него выйдет, он найдет сокровище, превосходящее всякое ожидание - Слово Божие.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>