анонсы передачи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Программа "Круглый стол". Радио Теос 27.03.2006.

автор: Михаил Неволин

М.Н. - Добрый день! Как обычно, тема нашего обсуждения не из разряда простых и очевидных, тем интереснее будет услышать точку зрения гостей нашей студии и вас, уважаемые радиослушатели. Мы условно назвали ее «хамство». Почему так часто, выходя на улицу, и, перемещаясь по городу в транспорте или на своем автомобиле, мы фактически регулярно видим крайне неуважительное отношение друг к другу? Зачастую мы привыкаем к этому, что даже не замечаем или не обращаем на это внимание. Что это? Результат плохого воспитания, озлобленность, желание во что-нибудь не стало унизить другого человека или как-то возвысить себя? О причинах этого явления я хотел бы сегодня поговорить в нашей передаче. Итак, настало время представить гостей. Сегодня у нас в студии два интересных человека: Александр Харитонов - кандидат филологических наук, Президент «Ассоциации христианских лагерей России». Здравствуйте.

А.Х. - Добрый день.

М.Н. - Константин Ерофеев – директор «Христианского культурного Центра», кандидат технических наук. Добрый день.

К.Е. - Здравствуйте, Михаил.

М.Н. - Мой первый вопрос адресован сразу обоим участникам. Скажите, ощущаете ли вы проявления хамства в быту, если да, как это обычно проявляется? Пожалуйста, Александр.

А.Х. - Для меня самое частое и неприятное проявление – это наши дороги. Автомобильные пробки в Петербурге, постоянные заторы, конфликты на дорогах и как следствие, очень многие водители желают любыми путями обогнать другого, побеждает в этой «гонке» обычно тот, у кого мощнее двигатель, при этом более старые иномарки или отечественные машины просто сдвигают в сторону. Пример не для всех наверно очевиден, но для тех, кто за рулем, он понятен.

М.Н. - Спасибо. Константин, как вы ощущаете, проявления хамства в быту?

К.Е. - Ощущаю, достаточно часто. Я по профессии юрист и много встречаюсь с людьми из самых разных слоев общества. При этом заметны проявления хамства. Конечно, не в отношении меня, а в отношении друг друга, как люди относятся к каким-то идеям, к делу.

М.Н. - Некоторое время назад, я готовил статью на эту тему, связанную с неуважительным отношением друг другу наших сограждан. Я встретился с одной женщиной, которая только вернулась из одной поездки, так называемой «дальнее зарубежье». Мне было интересно с ней побеседовать и узнать ее впечатление, так как это был ее первый выезд за пределы Российской Федерации. Меня поразила одна ее фраза. Она сказала, что, гуляя по городу со своим знакомым, заметила, что им все приветливо улыбаются. Она очень удивилась, видя, как много людей знают ее знакомого. И лишь потом поняла - это были совершенно незнакомые люди и, как выяснилось далее - это обычная форма поведения. Скажите, пожалуйста, когда вы приезжаете в другие страны, действительно ли это бросается в глаза или это лишь уникальная точка зрения этой женщины?

А.Х. - Мне кажется, что не надо обладать большой проницательностью, чтобы заметить, что в ряде европейских стран или в Америке несколько иные формы общения. Например, там больше дистанция между людьми. Многим нашим соотечественникам это не нравится особенно тем, кому одиноко. Никто не пускает в свой внутренний мир, но есть и положительная сторона. Границы личного достоинства и комфорта человека четко определены и никто не имеет права навязываться и вторгаться в зону личного комфорта. Вряд ли кто может позволить затронуть другого человека, так как это бывает у нас. С другой стороны, мне не кажется, что это особенное свойство россиян. Перефразирую М. Булгакова: « …у нас люди те же, только квартирный вопрос испортил нас». Наш квартирный вопрос – это коммунальный быт, наша стесненность. Это пробки на дорогах, забитое под завязку метро. В таких условиях, когда люди толкаются локтями, пихают друг друга, прямо или фигурально выражаясь, проявляется греховная природа человека. Проявляется человеческий эгоизм, стремление восполнить в первую очередь свои нужды, а затем уже позаботиться о другом. Это происходит как у нас, так и за границей. В прошлом году мне довелось оказаться в аэропорту г. Барселона в сильные снегопады. Аэропорт был закрыт для прилета и вылета более суток и соответственно под завязку забит людьми. Люди по началу пытались следовать нормам приличия, но на глазах теряли этот лощеный западный облик и толкались локтями, пробиваясь за ваучерами для заселения в гостиницы, затаптывая детей и женщин. Человек, в конечном счете, везде одинаков.

М.Н. - Спасибо. Константин, как вы считаете, есть ли заметная разница в поведении людей по отношению друг к другу у нас и в других странах.

К.Е. - Я согласен с Александром. Можно сказать и да, и нет. Я также бывал за границей. Есть разные свидетельства и примеры, как положительные, так и отрицательные. Абсолютно верно, что в целом люди ведут гораздо спокойнее. Менее эмоциональны, меньше обращают друг на друга внимания, т.е. люди проходят, не интересуясь, кто идет на встречу, кто что делает. Это общий фон. Естественно люди разные и с всплесками хамства приходилось встречаться, в том числе и по отношению к себе, как представителю другой страны, другой культуры, здесь может быть масса исторических, национальных, эмоциональных причин. Люди разные. Хочу добавить свое наблюдение, что наши люди, бывая за границей, ведут себя гораздо более спокойно и далеко не всегда выделяются на фоне европейцев. Если мы будем сравнивать нерусских в Турции, где они чувствуют себя совершенно как дома, по эмоциональности, по темпераметру уже нередко и турок перекрывают. В западных странах наши туристические группы, деловые люди во многом выделяются и одеждой и манерой поведения. Бывают, конечно, самые разные случаи, но в целом нет.

М.Н. - Спасибо большое. У нас телефонный звонок. Добрый день. Мы слушаем Вас.

Слушатель. - Здравствуйте, меня зовут Мария. Я во многом согласна, что человек везде один и тот же. Если западных людей поставить в наши условия, еще не известно, как они себя будут проявлять. Здесь необходимо разделять хамство. Бывает, что люди не могут вести себя иначе, это вроде защитной реакции. К сожалению, у вас в передаче не участвуют психологи. Наверно психологи могли бы это пояснить более профессионально. У нас такие условия жизни и быта, что не всякий выдерживает и люди срываются, не всегда их в этом можно винить. Другое дело бывает хамство совершенно осознанное. Я думаю, что таких людей то же везде хватает. Т.е. эти люди больны духовно, они в центр своего мира ставят не Бога, а себя или круг очень близких людей. Всех почитают нулями, а единицей себя. Это проблема духовного характера, а не психологического. Я слышала выражение некоторых иностранцев «у вас жить - это уже подвиг». Не удивительно, что наши люди кажутся раздражительными и ведут себя как-то некорректно по сравнению с американцами.

М.Н. - Спасибо большое. Очень интересный звонок и точка зрения. Но я даже не знаю, согласиться мне, или нет. Я посещал разные страны. У меня два аргумента. Первый аргумент – в некоторых странах, где уровень жизни не очень выделяется в сторону более высокого уровня жизни, чем у нас, встречал меньше такого проявления хамства. Достаточно взять некоторые страны Латинской Америки или на той же Кубе, как я увидел, люди не толкаются при входе в автобус, соблюдается очередь. Надо отметить там уровень жизни гораздо ниже.

Второй аргумент – к сожалению, как показывает практика, уровень жизни никак не уменьшает степень хамства. Зачастую, про людей, достигших более высокого уровня жизни, нельзя сказать, что их отношение к другим стало более лояльным, более вежливым. Наоборот, они пытаются показать и подчеркнуть, что я достиг нечто. Я бы не хотел идеализировать то или иное общество. Конечно, везде найдутся такие, кто расталкивает локтями друг друга, или пробивается, встает без очереди или выбрасывает пустую бутылку из окна, движущегося автомобиля, или пустую пачку сигарет и т.д. Где-то в каких-то коллективах общества это воспринимается как нечто ненормальное и вызывает даже снисходительное отношение к этому человеку, то ли человек болен, то ли у него большие проблемы. У нас же это воспринимается как признак крутости, социальной значимости. Это настораживает. Одну минуточку, у нас есть телефонный звонок. Добрый день.

Слушатель. - Добрый день. Меня зовут Антонина Вениаминовна. С удовольствием соглашаюсь со всем тем, что сказали участники круглого стола. Мне бы хотелось добавить, что хамство – это вопрос, который зависит в большей степени от воспитания и самоконтроля. Приведу слова известного нашего писателя В.Набокова: «Хамство – это грубость, наглость и нахальство вместе взятые, помноженные на безнаказанность». Т.е. это те вещи, которые человек может преодолеть в себе сам или с помощью своих воспитателей.

М.Н. - Большое спасибо. Хотели бы вы как-то прокомментировать этот звонок?

К.Е. - Да, наверно, хотел бы. Здесь подвели наш разговор к очень интересной теме. Отражается ли благосостояние на уровне хамства? Сейчас мы стремимся к материальному благосостоянию, безоглядно. Уровень жизни в России растет, а уровень хамства не падает. Вспоминается выражение: «… на верху тьма власти, а внизу власть тьмы». Проявления хамства есть как в высших, так и в низших сферах. Это можно увидеть, как среди социально не защищенных людей, так и среди людей, обладающих подчас и властью и серьезными финансовыми ресурсами. Эти проявления хамства отличаются по виду, по типу, но по сути это одно и тоже.

М.Н. - Спасибо. Пришло сообщение на пейджер от г-жи Ивановой.

Слушатель. - Вы не принимаете во внимание, что в Латинской Америке тепло, а у нас суровые условия и, постояв час на остановке, на морозе настроение портится.

М.Н. - Большое спасибо за ваше сообщение. Знаете, я бывал в Латинской Америке. Не знаю, что лучше стоять на морозе или под палящим солнцем. Ожидать автобуса, нам мой взгляд и там, и там достаточно трудно, а автобусы поверьте, ходят там не так регулярно. Может быть я сгущаю краски, мы нигде почти не найдем таких заплеванных автобусных остановок, лифтов, как у нас в России? Что это такое? Физиологическая особенность наших людей, у которых обильное слюноотделение? Это ведь люди не со стороны, это люди, как правило, живут в этом доме, люди, которые приходят в гости. В связи с этим вопрос, в чем причины столь неуважительного отношения друг к другу, которое мы имеем? В чем корень? Этот вопрос я адресую нашим радиослушателям.

А.Х. - Прозвучало мнение В. Набокова, которого можно считать, если не специалистом по хамству, то, по крайней мере, специалистом по сравнению привычек и уровня жизни поведения представителей разных народов. Пожил он и в России, пожил в Европе, и в Америке. В.Набоков говорил о безнаказанности. Я считаю безнаказанность одна из важнейших составляющих хамства. Беспомощность одного, и безнаказанность другого. Когда человек чувствует себя безнаказанным, а жертва беспомощной, тогда хамство, заложенное в натуре человека и проявляется. Вспомним от кого мы берем это имя, имя Хама. Хам глумился над своим отцом Ноем тогда, когда Ной был беспомощен. Еще недавно, можно вспомнить повальное хамство продавцов магазинов. Кто-то скажет и сейчас это встречается, но намного меньше, а тогда когда был дефицит, присутствовала полная безнаказанность продавцов и беспомощность покупателей, тогда хамство расцветало. Сегодня такого все-таки нет, так как в большей степени покупатель-клиент имеет некоторое влияние на то - будет ли продавец работать на этом месте, будет ли получать зарплату и, по меньшей мере, придет ли покупатель снова в этот магазин. На мой взгляд, это неравенство заложено в системе, которое позволяет одному глумиться и проявлять хамство по отношению к другому.

М.Н. - Спасибо большое. Я бы только добавил свою точку зрения, возвращаясь к сфере обслуживания, например к магазинам, правильнее говорить, кое-где ситуация стала лучше. Да в магазинах это заметно, а если обратиться в какой-нибудь жилищно-эксплуатационный участок, то, заходя туда, я понимаю, что ничего не изменилось. По-прежнему мы рискуем получить обвинения, и услышать: «Вы ходите и мешаете нам работать, выйдите отсюда и закройте за собой дверь». Я согласен в том, что безнаказанность - это одна из основных причин хамства. Константин, как вы считаете, в чем причина неуважения друг к другу?

К.Е. - Безнаказанность - да. Добавлю, отсутствие каких-либо ориентиров в обществе. Та самая пресловутая идеология. Мы от морального кодекса строителя коммунизма, где хамство осуждалось и было черным по белому написано, что это плохо. Другое дело соблюдалось это или нет, это второй вопрос. Сейчас мы переходим совершенно к другому обществу, но, тем не менее, из запада мы не берем принцип прайвеси, т.е. не прикосновенности частной жизни. Мы продолжаем жить в бытовой сфере в сфере социалистических отношений, какой-то серенькой коммуналке, и в то же время пытаемся строить рыночную экономику. Нет идеологической базы, отсутствует воспитание, нет нравственных ориентиров. Я думаю, что это достаточно серьезный повод для хамства.

М.Н. - Спасибо. Я бы хотел добавить еще одну причину, которая, на мой взгляд, важна. По некоторым статистическим данным (специально посмотрел в справочниках, в интернете) 15% россиян прошли через тюрьмы и лагеря и около миллиона человек находятся сейчас в местах лишения свободы и порядка четырех тысяч их охраняет. Эти цифры не могут не впечатлять, и мне кажется, что своеобразная этика или эстетика, если можно эти слова применять к тюремному быту, она постепенно входит в нашу жизнь. У нас телефонный звонок. Добрый день.

Слушатель. - Добрый день. Это Вадим звонит из Санкт-Петербурга. Хотелось бы высказать свое мнение по теме вашей передачи.

М.Н. - Да, пожалуйста слушаем Вас.

Слушатель. - Я Вадим из г. Санкт-Петербурга. Мое мнение, что хамство у русских людей базируется на двух основных моментах. Во-первых, это психологический момент. У людей нет внутренней уверенности и нет уважения к самому себе, поэтому хамством они сами себе хотят доказать, что он сам по себе является сильным человеком, крутым. Во-вторых, хамство - форма протеста. Вы говорите - люди создают грязь, пишут в подъездах, в лифтах. Государство заботится о том, чтобы было чисто в подъездах. Человек пишет в лифте не, потому что он хочет досадить соседу, это его форма протеста государству.

М.Н. - Вадим, спасибо большое за ваш звонок. Александр, хотели бы вы что-то добавить к услышанному.

А.Х. - Я бы хотел поблагодарить Вадима за замечание по поводу не уважения к самому себе, низкой самооценки, как причины хамства. Я согласен с Вадимом. Золотое правило, первейшая христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Если ты самого себя не любишь, если для себя самого ты не достойная личность, ты - не состоявшийся человек, ты не ценен, то и другого у тебя нет основания уважать, любить и относиться к нему, как к личности.

М.Н. - Спасибо большое. Я подумал еще об одной причине, которая порождает хамство и не уважение друг к другу. Это имеющаяся у нас тяга к глобализации наших устремлений. Мы все время любим размышлять и стремиться к чему-то очень такому глобальному, каким-то невероятным поступкам, не вероятному пути личной святости, нравственности и т.д. Совершенно, игнорируем мелочи, которые как нам кажется, не столь и важны. Поэтому нам трудно увидеть, что послушание, в том числе и послушание Богу - это не обязательно выражается в совершенно каких-то трудных испытаниях, тяжелых обстоятельствах жизни и поступках, которые даются кровью и потом, а это иногда очень просто. Иногда мы просто вытащили из почтового ящика рекламную газету и надо ее просто не выбросить на пол, потому что я замечаю, что они всегда лежат на полу. Кто это бросает? Это не бросают какие-то люди, которые вошли в мой подъезд. Бросаем мы сами, т.е. те, кто здесь живет, в надежде, что кто-то должен прийти и убрать, но может быть лучше не бросать, может начать с чего-то малого. Следующий вопрос, который я хотел бы задать нашим гостям: «Как вы считаете, растет ли уровень хамства и не уважение друг к другу в нашем обществе или все-таки есть позитивная тенденция и ситуация улучшается?» Этот вопрос я также хочу адресовать нашим радиослушателям.

К.Е. - Конечно, сложный вопрос, какой критерий оценки, в чем мы будем высчитывать рост или падение хамства - в градусах, в вольтах, в процентах.

М.Н. - По субъективным наблюдениям.

К.Е. - По субъективным наблюдениям, мне кажется, что с серьезными общественными процессами, которые у нас были в начале 90-х годов, уровень хамства значительно возрос. В последнее время он стабильно высок. Он не падает, не растет, но уровень достаточно высокий.

М.Н. - Спасибо большое. Александр, как вы считаете.

А.Х. - Есть действительно субъективное ощущение. Чем старше человек, тем больше говорят о том, что, когда я был молодой, все было совсем иначе, современная молодежь не умеет себя вести, сколько материальной и словесной грязи вокруг. Я думаю, что это не совсем точно и объективно отражает картину. Если же говорить об объективности, то имеет место волнообразный процесс. Каждый человек развивается как личность, он идет от хамства, присущего природе человеческой через воспитание к какому-то умению жить в обществе, к уважению другим, к уважению самому себе. Изменяясь в этом направлении, он видит вокруг себя больше тех, кто этим стандартам не соответствует, поэтому так бросается в глаза все большее проявление хамства со стороны других. Я думаю, что как проявление человеческой природы хамство неизбежно в любом обществе, а с другой стороны в каждом человек оно лично может побеждаться и преодолеваться стремлением к исполнению Божьих заповедей.

М.Н. - Спасибо большое. У нас поступил очередной телефонный звонок в студию. Добрый день.

Слушатель. - Добрый день. Меня зовут Маргарита Владимировна. Я хотела бы высказать свое мнение по поводу хамства среди молодежи. Я сама училась школе. В настоящее время работаю в школе. Я вижу, насколько изменилось поведение детей. Мы даже в уме не держали, чтобы нахамить учителю, так как сейчас ребята разговаривают, употребляя даже не цензурные слова. Это не признак того, что пожилые люди, вспоминая прошлое, считают, что раньше было лучше, а сейчас хуже, как ностальгия «по - прошлому». Нет, это объективно. Такого хамского проявления, особенно среди молодежи, раньше было меньше. На мой взгляд, это причина заключается в том, что сейчас мы потеряли идеологию. У нас нет духовной идеологии на уровне государства. Мы строим меркантильное общество, т.е. общество потребления. Все интересы, посмотрите телевидение, рекламу, они нацелены на улучшение материальной сферы. Если человек думает, прежде всего, о своем узком удовлетворении своих материальных потребностей, то он не стремится к духовному. То, что мы видим, причина кроется во многом: и в политике, и в культуре, и в отсутствии человеческой идеологии, которая объединяла бы людей над узким бытовым мирком их проблем и воспитывала духовность в людях.

М.Н. - Маргарита Владимировна, как вы считаете, в качестве такой идеологии мог бы быть предложен такой вариант - построение общества, где люди уважают друг друга.

Слушатель. - Все же должны быть расставлены приоритеты. Прежде всего, о чем мы - задумываемся о нашем животе, или о нашей душе. Покуда наше общество с верху донизу думает, прежде всего о животе, у нас сейчас, как и на Западе, мы стремимся строить общество потребления, в первую очередь будет удовлетворение материальных потребностей, порой даже любой ценой любым хамством. Если хам преуспевает в материальной сфере, он уже не хам, деловой человек, а если вежливый, добрый, деликатный человек, но не преуспевает, преподносится, скажем, средствами массовой информации как человек – дурачок. Вопрос хамства – очень сложный вопрос. Мысль моя в том, что это не субъективное восприятие более взрослых пожилых людей. Раньше было меньше хамства, а теперь больше. Это действительно так.

М.Н. - Спасибо большое. Я согласен во многом с Маргаритой Владимировной. Однако это немножко не вяжется с тем, с чего мы начинали нашу тему. В начале нашей передачи в качестве аргументов мы приводили в пример Западные страны. Где мы, как только что услышали, тоже «общество потребления» и т.п., но почему-то там этого хамского проявления нет. Я даже более скажу, человек, который ведет себя по-хамски, у него едва ли успешно состоится карьера... У нас поступило сообщение на пейджер.

Слушатель. - «Я сломала обе руки в области запястья, обратилась в травму. Мне назначили через пару недель вторую встречу. Я не смогла прийти во время. Пришла на следующий день. Врач травмы ответил: «Обслуживать не буду, как пришли, так и уйдете. Что делать с таким хамством?»

М.Н. - Вот такой крик души. Александр, хотели ли бы что-то добавить к звонку Маргариты Владимировны.

А.Х. - Я бы хотел Маргариту Владимировну немножко ободрить. Нет и не может быть торжествующего хамства. Торжество хамства если и возможно, то крайне недолговечно. То, что у нас человек, который проявляет хамство в быту или тем более в своей общественной деятельности может иметь успех, я думаю, это все-таки не закон. Буквально на днях, отправили в отставку нашего печально известного президента Федерации хоккея России Александра Стеблина, который позволял напившись алкогольных напитков заниматься рукоприкладством, избивал журналистов, устраивал всяческий дебош. Он наверно - это самый довольно яркий и современный пример хама. Он не усидел в своем высоком кресле, несмотря на своих покровителей. Можно вспомнить и других. Прокурора Скуратова, или таких ярких личностей, которые на виду, как В.В. Жириновский, кем-то уважаемого депутата Государственной Думы. Можно сказать это человек во власти, человек, который наделен полномочиями, но на самом деле это ведь «шут гороховый», это человек, который в свое время баллотировался в президенты. Но в здравом уме никто не подумает, что этот человек может стать президентом России. Еще один комментарий по поводу печального положения учителя современной России и отношения со стороны учеников. Я думаю, это одна из самых больших бед нашей родины. Коренится она в бесправном, беспомощном положении самих учителей. Если родители говорят детям, что будешь хорошо учиться - станешь учителем; будешь плохо учиться - научишься зарабатывать деньги, сделаешь себе карьеру. Дети будут верить этому, и будут относиться к учителю, как к неудачнику. Так как ему наше общество не может обеспечить ни нормальных условий жизни, ни нормального социального статуса. В то же время в тех школах, где учителя действительно вызывают и достойны уважения учеников, где поставлена иерархия, так как она должна быть между старшими и младшими, никаких подобных проявлений, как вы описали, нет.

М.Н. - Спасибо большое. Константин хотели вы что-нибудь добавить, пожалуйста.

К.Е. - Да, у меня небольшой комментарий. Конечно, определенная ротация хамов происходит и действительно некоторые из тех, кого мы назвали, могут быть охарактеризованы как хамы. Но, к сожалению, на место ушедших приходит целый легион новых, которые может быть проявляют свое хамство не столь отрыто, но во многом по сути таковыми являются. По поводу субъективной оценки. Давайте не будем забывать, наш эфир идет из г. Санкт-Петербурга, города, который всегда был культурной столицей, жители, которого всегда отличались в лучшую сторону от других граждан, во что превратился сейчас наш город, как его называют «криминальная столица». Это тоже большая проблема. Это тоже серьезный вызов для тех, кто не хочет быть хамами.

М.Н. - Спасибо большое. Я хотел бы перенестись на год назад. Примерно в 2005 году начал свое вещание новый круглосуточный телеканал на английском языке, который был призван улучшить имидж России. Мне запомнилась одна фраза, ее я прочитал из статьи одного организатора этого проекта. Обосновывая необходимость такого канала, он сказал: «Мы должны пропагандировать Россию на международном рынке, ее положительный образ, а то мы выглядим в их глазах, как медведи – ходим и рычим». Рычать, конечно, не хорошо, но все-таки этот имидж происходит от многих факторов. Не так давно, когда наша сборная по футболу еще боролась за путевку на очередной чемпионат мира, произошел очень характерный эпизод. Сразу же после долгожданной победы, по моему над сборной Уэльса, один из игроков, когда на него были направлены со всех сторон телекамеры всего мира, не долго думая с перекошенным от какой-то ярости или злости лицом, просто закричал матом, то ли на соперников, то ли на весь мир. Конечно, круглосуточное вещание специального канала может как-то улучшать имидж страны, но отношение к такому роду поступкам как мы это воспринимаем - как проявление крутости, или слабости человека неуверенного в себе. Это как мне кажется, очень важно.

А.Х. - Если обращаться к тому поступку футболиста Евсеева, я не хотел бы оправдывать его, но в каком-то смысле понять его эмоциональность и всплеск можно. Я думаю, как реагируют на это средства массовой информации.

М.Н. - Да, я как раз об этом.

А.Х. - Да, такой футболист оказывается, чуть ли не героем нации. Молодежь смотрит на него и говорит: «Как он постоял за честь России».

М.Н. - Это и печально, что данный поступок становится примером для подражания. У нас есть звонок. Добрый день. Слушаем Вас.

Слушатель. - Добрый день. Я – Антон, г.Санкт-Петербург. В начале иллюстрация из моей жизни. Я жил на втором этаже, в хорошем доме и курил на лестнице и был свидетелем много раз, как человек, живущий в моем подъезде на седьмом этаже, заходил после работы в подъезд, справлял там нужду, садился в лифт и поднимался к себе домой. Это иллюстрация про наших людей. Теперь позвольте вспомнить анекдот про то, как два американца говорят: «Слушай, у тебя дом есть – есть и у меня дом есть, а у него нет, давай поможем». Два англичанина говорят: «У тебя машина есть – есть и у меня есть, а у него нет, давай поможем». Два русских говорят: «Ты сидел – сидел, а вот он не сидел, давай поможем». Это про Россию. Не забывайте, что у нас долгое время уничтожались культурные люди. Образованный слой населения расстреливался, изгонялся из страны, т.е. серое непросвещенное общество и у власти те же самые, те же бывшие фарцовщики, те же бывшие мажоры, те же бывшие комсомольцы троечники. Они пришли к власти, они сделали себе государство, сделали себе соответственно условия образования и воспитывают еще более серое общество, которым легко управлять. На западе у каждого крестьянина был меч. В Америке у каждого был ствол. Если кто-то тебя обидел, то доставался меч, и тебя убивали. Т.е., как у иудеев в законе, если ты нарушил моральный закон, то тебя побивали камнями. В Германии, позвольте напомнить, пока за одного безбилетного не расстреляли фашисты весь автобус, все ездили без билетов, зато после этого никто без билета не ездит до сих пор.

М.Н. - Спасибо, Антон. Конечно, я не очень уверен на счет оружия. Это наверно тема отдельной передачи. Я боюсь, если выдать всем нашим согражданам по пистолетам, то ситуация может быть повернется не в ту сторону, которую мы бы ожидали. Какая-то у нас складывается пессимистическая картина. В завершении нашей передачи, я хотел бы задать более конструктивный вопрос нашим гостям. Что делать и как с этим бороться. Прежде чем ответить я дам звонок в студию, пожалуйста, будьте лаконичны. Добрый день.

Слушатель. - Добрый день. Это Людмила. У меня вопрос. Мои друзья уехали и рассказывали, что на Западе там каждый религиозный человек – это очень воспитанный человек. Вопрос в связи с этим: «Как наша церковь влияет на наших людей в этом смысле? Маленькое дополнение. Старый Петербург 19-го века. В городе тон задавала элита. Все знали, как надо себя вести от приезжего крестьянина до ремесленника. Был образец эталона поведения. А если он сейчас у нас?».

М.Н. - Спасибо большое за ваш звонок. К моему вопросу: «Что делать и как быть в этой ситуации», добавился вопрос Людмилы. Александр, какие действия нам нужно предпринять, что делать или вообще ничего не делать, как нам быть?

А.Х. - Человеку свойственно искать идеалы где-то вне. В какой-то мере я и сам разделял такое восторженное отношение к нашему культурному прошлому, или к культурной загранице, но не стал бы идеализировать Америку. Если уж говорить о том, сколько у нас человек сидит в тюрьмах, так больше в тюрьмах сидит только в Америке. Если вы посмотрите Американское кино, то в американском кино допустимой нормой вне всякой цензуры является нецензурная в нашем понимании лексика на экране.

М.Н. - Это интересный момент, что в кино это допустимая норма. А на улицах это не встретишь. Извините, у нас звонок в студию. Добрый день. Мы вас слушаем.

Слушатель. - Здравствуйте. Хочется несколько слов сказать на тему передачи. Это очень животрепещущая тема. Тема как раз бьет в корень. Отсутствие культурного слоя в стране, как выразился предыдущий товарищ, это действительно правильно. Вся беда идет от этого. Каждая страна накапливает этот культурный слой, как почва. Посмотрите на природу - это все отражение правильного уклада жизни. А люди отошли. Нет культурного слоя на земле, и у нас не будет урожая и народ будет голодать. Точно также мы голодаем в духовном плане. Самая главная причина в том, что надо сексуальную революцию, которая хлещет с экранов телевидения, газет, реклам приводить в норму. Она должна быть на том месте, где ей положено, а не бить в глаза людям, детям, подросткам на каждом углу и повороте.

М.Н. - Спасибо большое. Время подходит к концу. Хотел бы обратиться и к Константину. Как вы считаете, как мы можем бороться с проявлениями хамства, что мы должны делать.

К.Е. - Прежде всего надо сказать, что враг силен и имеет большие традиции. Хамство во многом традиционно. Действительно, не будем идеализировать наше дореволюционное прошлое. Да была высшая сфера, была элита, но была и Лиговка, и Лиговка осталась хамская, бандитская и т.д. Был период советской власти далеко неоднозначный, когда к власти действительно пришли во многом люди сомнительные, с сомнительными душевными качествами. Наше последнее постперестроечное время, тут уже не нужно вспоминать, мы это видим каждый день. Поэтому каждый должен начинать с себя. Перефразируя А.П.Чехова - выдавливать по капле из себя хама, пытаться влиять на окружающих. Государство должно принимать на себя также определенные усилия. Это – воспитание, образование, просветительство, идеология и культура. Безусловно, наши религиозные лидеры должны обращать на это внимание: в своих проповедях, беседах, книгах. А также творческая и техническая интеллигенция должны об этом писать и обдумывать все эти проблемы. Единственное, что процесс выдавливания хама из нашего общества затянется довольно на долго.

А.Х. - Мне вспоминается одна карикатура, на которой от генерала до домашней собачки распространяется волна хамства, один обидел одного, тот пошел пнул другого, кто по слабей, и так до самого бессловесного, безответного. Вы понимаете - это особенность хамства. Оно распространяется лавинообразно и в силах каждого из нас на самом себе эту лавину остановить, не отвечать злом на зло, не отвечать ругательством на ругательство, подставить другую щеку. Это не в человеческих силах, это только Бог может позволить человеку сделать. Это к вопросу о том, что может сделать церковь. Христианская церковь может изменить лицо нашего общества.

М.Н. - Спасибо большое. Заканчивая нашу передачу, я бы хотел напомнить один отрывок, который всем нам известен: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Лук.6,31.
Программа "Круглый стол". Радио Теос 27.03.2006.
Хамство в обществе. Гости - Президент "Ассоциации христиаских лагерей России", Александр Харитонов; директор Христианского культурного центра, юрист Константин Ерофеев.



Чьё мнение нам наиболее важно?