анонсы передачи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Иоанн Креститель

автор: Сергей СОСЕДКИН

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя.» Мф. 11:11.

Когда священнику Захарии выпал жребий войти в иерусалимский храм и служить пред Господом, вряд ли он предполагал, что это богослужение войдёт в историю человечества. Много лет уже подвизался праведный Захария при храме. Служение никогда не было для него рутиной, но можно предположить, что, вступив в храм в тот памятный день, старый, опытный Захария не ожидал увидеть ничего нового.

Поначалу всё шло как обычно. Множество народа молилось у храма, а радивый священник Захария в строгом соответствии с религиозными предписаниями кадил фимиамом у кадильного жертвенника. Но вдруг он увидел нечто, повергшее его в смятение и трепет. Даже для опытного, видавшего виды священника то была воистину, как бы сейчас сказали «внештатная ситуация». Пред ним, по правую сторону жертвенника кадильного совершенно неожиданно предстал ангел Господень.

Как известно, никто кроме священника не имел права приблизится к жертвеннику. Не удивительно, что Захария, совершенно не ожидавший увидеть кого-либо, испугался. Перед ним был даже не человек, но ангел. Обратившись к священнику по имени, ангел сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя...» (Лк. 1:13).

О какой молитве говорил ангел? Дело в том, что долгие годы бездетные Захария и его верная супруга Елисавета молились о зачатии ребёнка. Снова и снова обращались они к Богу с одной лишь просьбой: даруй нашей семье пополнение. Но детей у них не было. Можно предположить, что в конце-концов священник и его жена смирились со своим уделом. Будучи в преклонных годах, они вероятно уже утеряли былой молитвенный пыл.

Но вот явился архангел Гавриил и принёс растерявшемуся священнику неожиданное известие: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн, и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются». Всемилостивый Бог в конце-концов вознамерился ответить на молитвы престарелой четы и воплотить в жизнь Свой святой замысел. В преклонные годы Захарию ожидали радость и веселье долгожданного отцовства.

Кто же были те «многие», которые по слову архангела Гавриила должны были также возрадоваться о рождении Иоанна? Господь предвещал ответить не только на молитвы Захарии и Елисаветы. Иоанну предстояло стать Предтечей, предвестником Кого-то более великого. Бог вознамерился удовлетворить мольбу народа Своего, даровав ему обетованного Избавителя Иисуса Христа. Через шесть месяцев тот же ангел Господень Гавриил явится Деве Марии с известием о скором непорочном зачатии Иисуса. Иоанн же был призван возвестить человечеству о приблизившемся Царствии Божьем, о грядущем Христе. Ему предстояло стать Предтечей – величайшим пророком, готовящим пути для благовестия Христова.

Архангел также возвестил Захарии, что Иоанн «будет велик пред Господом». Эти слова нашли своё наивысшее подтверждение, когда три десятилетия спустя Сам Христос засвидетельствовал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Величие Иоанна выражалось не в его финансовом благосостоянии или мирской славе, но в непоколебимой вере, во всецелом уповании на благодать Божию.

Иоанн Креститель не написал ни одной книги и формально никогда не был апостолом Христовым. В земной жизни ему не довелось воочию узреть чудо воскресения Спасителя, о Котором он возвещал столь неустанно. Иоанн не совершил ни одного чуда в узком понимании этого слова. За время служения ему удалось собрать вокруг себя небольшую группу учеников, но и те в конце-концов последовали за Христом.

Образно выражаясь, Бог призвал Иоанна играть вторую скрипку в чудном оркестре благовестия. Иоанн блестяще выполнил важную партию, не впав в гордыню и противление. Даже когда народ был готов провозгласить Крестителя своим долгожданным Мессией, Иоанн мгновенно отверг эту идею, как неслыханное кощунство. Он прекрасно знал, что за ним идёт настоящий Мессия, у Которого даже праведный Иоанн, великий пророк Божий, согнувшись, не был достоин развязать ремень обуви. В то время рабы или слуги развязывали своему хозяину ремень на сандалиях, когда тот возвращался домой после повседневных трудов. Для Иоанна даже такое служение Господу представлялось величайшей честью, которой он считал себя недостойным.

Да, Иоанн был велик в своём смирении пред Господом. Однако это вовсе не означало, что он был мягок в отношении человеческого греха. Отнюдь! Религиозных начальников, предавших святой Закон Божий, он, не стесняясь в эпитетах, сравнивал со змеями. А когда жестокий царь Ирод сочетался с женою своего брата, Иоанн прямо сказал этому всесильному деспоту: «Не должно тебе иметь её». Креститель бесстрашно обличал грех, не взираю на лица. Именно за это праведное нелицеприятие он и был брошен в темницу и впоследствии казнён.

Но заметьте: ненависть ко греху чудным образом сочеталась у Иоанна Крестителя с любовью ко грешнику. Вот почему стремился к нему покаянный народ. Великий пророк не взирал на прошлое человека и был готов крестить в реке Иордан любого искренне раскаявшегося грешника, жившего надеждою о грядущем Царствия Божьем – будь то бывшая блудница или коррумпированный в прошлом госслужащий. Призыв Иоанна об искреннем покаянии, о живой вере в обетования Божии был обращён ко всем без исключения.

Сам Бог избрал Иоанна для Своей великой миссии – подготовить пути Господни. Чудным образом, эта подготовка началась, когда Иоанн был ещё в материнской утробе. Из Евангелия мы знаем, что, когда Дева Мария, уже зачавшая Иисуса от Духа Святого, пришла к Елисавете, «взыграл младенец» в елисаветином чреве. Это был Иоанн. Странным, непонятным нам образом будущий пророк уже чаял близость своего Мессии. Это острое ощущение грядущего избавления Божия пронизало красной нитью всё служение Иоанново. Радость о Господе, которую Бог открыл ему уже в материнской утробе, никогда не покидала Предтечу.

Даже в смерти своей Иоанн стал Предтечей Христовым. В темнице царя Ирода Иоанн был обезглавлен. Убит без суда и следствия, в угоду жестокосердной жены Ирода. Своею трагичной судьбою он предвестил грядущую смерть Господа во имя искупления избранных Своих. Да, Иоанну не удалось воочию увидеть распятия Христа и Его чудного воскресения. Но Иоанн воистину сораспялся Господу. Всецело уповая на обетования Божии, он взирал в будущее взглядом веры и отчётливо видел контуры грядущего спасения Божия.

Писание учит, что Христос – это Жених, а Церковь – его Невеста. В таком случае, Иоанна мы можем сравнить с другом Жениха, который радуется, заслышав Его голос. Духовное величие Иоанна меркло в сравнении с величием Господа. И великий пророк в своём послушании лишь радовался этому, возвещая: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).

Иоанн стоял меж двух великих эпох человеческой истории – между Ветхим и Новым заветом. Он был пророком, подобным древнему Илии. Одежда из грубой верблюжьей шерсти, скромная пища Иоанна, включавшая саранчу и и дикий мёд – всё это живо напоминало израильтянам об величайшем пророке Ветхого Завета Илии. Примечательно, что за четыре с половиной столетия до Иоанна, в последних строках Ветхого Завета, Сам Бог возвестил через пророка Малахию: «Вот, я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Иоанн воистину пришёл в «духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Он стал обетованным посланником, который неустанно готовил пути Господни.

Его проповедь и крещение возвещали нечто новое, доселе неслыханное. Посредством Иоанна Господь Бог вознамерился очистить народ Свой слезами раскаяния и водой крещения. Вот почему Иоанн вошёл в историю церкви не только как Предтеча, но и Креститель. Призывая Израиль к покаянию, крещению и вере, Иоанн готовил народ Божий к долгожданному пришествию Господа.

Наша передача называется «Возвращение к Богу». Пожалуй, это название как нельзя лучше передаёт суть всей проповеди Иоанна. «Вернитесь к Богу, обратите к Нему своё сердце и разум» - призывал он народ. – «Оставьте грех и взыщите праведность Божию! Перейдите от смерти к жизни, от неверия к вере! В покаянии обратитесь ко всемилостивому Богу!»

Зычный глас Иоанна звучит и поныне. Его слово звонким эхом отзывается в проповеди святого Евангелия Христова. Будьте готовы к пришествия Господа! Покайтесь! Отвернитесь от грехов и обретите чудное спасение Божие! И пусть вера ваша принесёт обильный плод дел благих.

По милости Божьей, святая церковь Христова переняла эстафету пророческого служения Предтечи. В ожидании Второго пришествия Господа церковь ныне зовёт людей к покаянию, церковь провозглашает Благую весть о милости Божией во Христе. Церковь отражает блистающий свет Христов, освещая тьму греховного мира.

Как же ответить нам на эту чудную проповедь? Прежде всего, покаянием и верой во Христа. Если мы ещё не познали Господа, то проповедь Иоанна, подхваченная церковью, готовит наше сердце к принятию Спасителя. Ну, а если мы уже во Христе, то пример Крестителя зовёт нас на самоотверженное служение Господу. В это благоприятное время мы должны возвестить другим о спасении во Христе.

Свидетельствуя об Иоанне, Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рождённых женам не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его». Даруй же нам, Господи, сил, чтобы жить сообразно нашему великому избранию в Царствии Твоём!
Аминь.



Чьё мнение нам наиболее важно?





Иоанн Креститель
«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя.» Мф. 11:11.