анонсы передачи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Непосильная лепта

автор: Сергей СОСЕДКИН

«Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу» (Мк. 12:43).

Кто считается самым большим, самым щедрым жертвователем-филантропом наших дней? Даже не заглядывая в справочники, мы можем назвать Била Гейтса, основавшего крупнейший в мире благотворительный фонд. Можем вспомнить имя Теда Тёрнера, пожертвовавшего миллиард долларов на нужды ООН. Или того же Джорджа Сороса, организовавший на личные средства фонд, который выделил сотни миллионов на многочисленные программы в России, других странах СНГ и Восточной Европы.

Крупных жертвователей наших дней объединяет прежде всего то, что они баснословно богаты. Даже после всех щедрых даров на пользу человечества, их состояния по-прежнему исчисляются миллиардами. Их имена всегда наслуху, мягко говоря, эти люди не делают тайны из своих пожертвований. Из-за экономического неравенства между полами среди крупнейших жертвователей современности крайне мало женщин.

Итак, сильные мира сего азартно состязаются за звание величайшего жертвователя. Однако эту схватку они уже проиграли. Как ни странно, но самое крупное финансовое пожертвование на дело Божие сделала женщина, бедная вдова, чьё имя известно лишь одному Господу. Описание этого удивительного события мы находим в конце 12-й главы Евангелия от Марка.

Но сначала - краткая предыстория. До ареста и распятия Господа Иисуса Христа оставалось лишь несколько дней. В эти последние дни Спаситель трудился особенно напряжённо. Выгнав из иерусалимского храма продающих и покупающих, Он учил народ притчами.

В Евангелии сказано, что простые люди слушали Христа «с услаждением», с большим удовольствием. Однако, обличающее, нелицеприятное слово Христово глубоко задевало представителей религиозной элиты. Разъярённые книжники то и дело затевали шумные споры прямо в храме. И тогда Христос решил отойти к сокровищнице.

Это было место с тринадцатью конусообразными копилками, куда прихожане клали свои приношения. Ящики для пожертвований были установлены в так называемом «дворе женщин», т.е. в той часте храма, где женщинам было разрещено поклоняться Богу. Однако доступ к самой сокровищнице был открыт для всех прихожан - как для женщин, так и для мужчин. В Евангелии от Марка сказано: «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много» (12:41).

Но вот среди прихожан показалась бедная вдова. В смирении подошедши к сокровищнице, она положила в неё две лепты. Лепта (что в переводе значит тонкая, худая) являлась наименьшей медной монетой, ходившей в то время в Палестине. Она составляла лишь одну четырёхсотую шекеля). Для удобства зарубежных читателей апостол Марк, написавший об этом событии, перевёл пожертвование вдовы и на римские деньги. В результате получился один кодрант - примерно полтора процента от дневного заработка наёмного работника. В переводе на наши деньги рублей 5-7.

Итак, женщина пожертвовала на храм две монеты. Увидев это, Господь немедленно созвал учеников Своих и возвестил им что-то на первый взгляд непостижимое: «Истинно говорю вам,-объявил Он,-эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу» (ст. 43).

Мы можем представить себе изумлённые лица учеников. Ведь они знали, что крупные суммы на храм шли от людей состоятельных, причём от мужчин. Для иудеев, сумевших хорошо устроиться при римской оккупационной власти, щедрое пожертвование на храм было делом статуса, престижа. Как правило, эти "новые израильтяне" громко трубили о своих дарах: «Смотрите, мне для Бога ничего не жалко! С таким богатством, как у меня, даже крупное пожертвование – это раз плюнуть». Вот почему, когда Господь указал на самого большого жертвователя, ученики, скорее всего, ожидали увидеть кого-то из богачей -мужчину, опьянённого своим финансовым успехом, сорящего деньгами направо и налево.

Но нет! Их взору предстала скромно одетая женщина, вдова. Указывая на неё, Иисус сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (ст. 43).

Как известно, вдовы, наряду с сиротами, являлись самой беззащитной, экономически бесправной частью израильского общества. Не удивительно, что у женщины, пришедшей в храм, не было лишних денег. Всё что она при себе имела - это две монетки, отложенные, быть может, на самую дешёвую лепёшку. И вот, подойдя к сокровищнице, вдова неожиданно для всех, а, может, даже и для самой себя положила в неё последние деньги.

Истинная щедрость по-хорошему безрассудна. Если судить с мирских позиций, женщине следовало бы пожертвовать одну монету, а вторую оставить себе на пропитание. Но она отдала всё.

Иногда мы говорим о «посильной лепте», о взносе в общее дело, соразмеримое с нашими силами, возможностями. Мы отдаёт то, что нам по силам. В человеческом понимании две монеты, положенные вдовой в сокровищницу храма, были для неё воистину НЕпосильной лептой. Ведь если следовать житейской логике, она никак не могла позволить себе столь щедрого дара. Но, ведомая самоотверженной любовью к Богу, бедная вдова совершила настоящий подвиг веры. «От скудости своей [она] положила всё, что имела» (ст. 44).

В Ветхом Завете Господь возвещает: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:17). Когда безымянная для нас вдова подошла к сокровищнице, Христос видел не просто её скромную одежду и две монетки, бережно зажатые в ладони. Он видел её сердце, полностью преданное Богу. Он распознал искреннюю любовь к Господу, любовь, которой не было у религиозных начальников. Он возрадовался богоугодной щедрости, оказавшейся не под силу даже самым состоятельным прихожанам.

Кто знает, быть может, в эту минуту Господь вспомнил о богатом юноше, который ранее встретился ему. Молодого человека, с раннего возраста соблюдавшего заповеди Божии, волновал отнюдь непраздный вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17). В Евангелии от Марка мы читаем: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (10:21).

Заметьте, Господу было достаточно одного беглого взгляда, чтобы проникнуться святой любовью к незнакомцу. Одного взгляда было достаточно и чтобы распознать его великий грех - привязанность к богатству земному. Страшный грех в данном случае заключался не в том, что юноша был состоятелен; а в том, что для него богатство являлось наивысшей ценностью. В сердце юноши сребролюбие затмило собой боголюбие.

Вот почему совет Господа был столь радикален: «Продай всё, что имеешь, раздай деньги неимущим и следуй за Мной». В эту минуту Христос уподобился врачу, который, распознав тяжкую форму рака, призывает больного немедленно лечь на сложную операцию. Да, это ампутация, это очень страшно и больно. Но по другому нельзя. Если ничего не делать, то смерть гарантирована. Увы, молодой человек отказался внять словам великого Врачевателя. Услышав сказанное Господом, юноша, который минутой ранее без всякого стеснения бросился перед Христом на колени, вдруг смутился. Как сказано в Евангелии, он отошёл от Господа «с печалью, потому что у него было большое имение» (ст. 22).

«Блаженнее давать, нежели принимать», - учил Господь (Дн. 20:35). И в жизни, и в смерти Он был верен этому принципу. Вот почему Христос мог с полным правом требовать совершенной жертвенности от богатого человека. Вот почему Он мог искренне радоваться самоотверженной щедрости бедной вдовы.

Господь был в храме во вторник, а уже в пятницу Ему предстояло умереть за народ Свой. Он и ранее пожертвовал многим ради проповеди Благой Вести о спасении. Теперь же Христос готовился отдать за нас жизнь Свою. Как сказано в Новом Завете, Господь «явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26). Он добровольно шёл на неимоверные страдания и страшную смерть, чтобы искупить избранных Своих.

Величайшая жертва Христова, Его смерть и Воскресение соделали чудо спасения возможным. Его жертва совершенна и достаточна, чтобы искупить каждый наш грех. Причём щедрость, милость Бога столь велики, что Он даёт нам это спасение даром. Верою получают христиане оправдание пред Богом, верою живут на земле и укрепляют свою надежду.

Однако, как известно, «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Истинная, спасающая вера требует от нас полной самоотдачи, самоотречения ради святого дела Божия. Однажды, уверовав во Христа, мы не принадлежим более себе, но Господу.

История о жертвенности вдовы пользуется особой полулярностью при сборе средств на церковь или миссионерское дело. И это верное использование данного отрывка. Однако, пожалуй, не полное. Жертвенность вдовы учит нас не только финансовой щедрости на дело Божие. Она прежде всего учит нас жертвенной любви к Богу. Христос заповедал каждому из нас: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Речь здесь идёт не только о нашей душе, но и о теле, о времени, силах, талантах и, конечно же, о финансовых средствах.

Бедная вдова выразила свою любовь к Богу, даровав две последние лепты на дело Божие. Господи, подскажи и нам нашу лепту в Царствии Твоём!
Аминь.



Чьё мнение нам наиболее важно?







Непосильная лепта
«Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу» (Мк. 12:43).
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ mp3