анонсы статьи
новости
24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде
Вечный узник совести

Игорь Попов, Главный редактор журнала «Христианское Слово»

Россия потеряла выдающегося мыслителя, писателя и общественного деятеля. 4 августа 2008 года на 90-м году жизни скончался Александр Исаевич Солженицын. Так принято писать в официальных некрологах. И можно вспомнить, что ради участия в похоронах Президент России Дмитрий Медведев прервал свой отпуск, что видные деятели культуры и искусства… и так далее, и тому подобное… Но важно ли это сейчас?

Александр Исаевич прожил богатую, насыщенную и трудную жизнь. Если бы он написал лишь «Один день Ивана Денисовича», то только за это небольшое произведение его можно смело ставить в один ряд с Достоевским и Толстым. Его вклад в русскую культуру еще только предстоит по-настоящему оценить. Он был вечным узником совести. То, что он увидел в лагерях навсегда осталось в его жизни. До конца своих дней он поддерживал семьи политзаключенных, это была не поза обиженного человека, это было дело его жизни.

Его отец погиб еще до рождения сына, поэтому ребенка воспитала и дала первоначальное образование мама. Закончив Университет в Ростове-на-Дону и получив специальность математика, Александр приехал в Москву, где поступил в МГУ, на литературные курсы.

Когда началась великая Отечественная война, Солженицына призвали на фронт, в артиллерийские войска. Он всегда замечал недостатки советской системы, поэтому, когда в 1945 году он в письме начал критиковать деятельность Сталина в годы войны, его арестовали, и восемь лет он провел в лагерях в Караганде. Он был освобожден из лагеря в день смерти Сталина - 5 марта 1953 года, однако, его лишили права жительства в Европейской части страны.

«Я просидел несколько месяцев в тюрьмах в 45-46 годах, и спорил, спорил. И понял, что меня бьют как мальчика, люди с жизненным опытом, и уже с философским опытом. Переубедили меня, воспитали меня уже для «Архипелага ГУЛАГа», — вспоминал Александр Исаевич. И только после реабилитации в 1956 году ему разрешили поселиться в Рязани, где он устроился работать учителем математики и начал свою литературную деятельность.

Хрущевская «оттепель» начала 1960-х годов побудила Солженицына написать повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича» (1962), в которой автор повествует об одном дне из жизни заключенного сталинского концлагеря. Поскольку Солженицын писал повесть по собственным впечатлениям, по собственному опыту, то это произведение, напечатанное в «Новом мире», быстро завоевало признание читательской публики в СССР и за рубежом и стало настоящей сенсацией в литературном мире. За эту повесть, за силу, как сформулировали шведские академики, с какой он развивает бесценные традиции русской литературы, Александр Солженицын удостоился Нобелевской премии.

«Архипелаг ГУЛАГ» увидел свет в декабре 1973, а уже через два месяца писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в Западную Германию. Оттуда — в Цюрих, затем на долгие 20 лет семья оказывается в американском штате Вермонт. На родину они смогли вернуться только в 1994 году. В этой книге, переведенной впоследствии на 34 языка, и ставшей источником финансирования для Солженицынской премии, писатель, используя собственные записи, что вел в лагерях и ссылке и свидетельства более 200 заключенных, в деталях описал трагедию народа периода массовых репрессий.

«Я с детства был воспитан в православном духе, — рассказывал писатель. — За это еще в школе надо мной издевались, срывали крестик, а я в пионеры не вступал. Потом начали вталдыкивать эту идеологию – диамат, истмат. Высокие идеи – увлекся, поверил. Полностью освободился от этого только в тюрьме», — говорил писатель. Вот то, что помогает великому русскому писателю выдержать все годы лагерной жизни, изгнания и жизни заграницей. Он сам тяжело переживал оторванность от родной русской земли, и лишь вера в Бога помогает ему преодолеть этот период.

Что ушло от нас со смертью Александра Солженицына? Сегодня трудно ответить на этот вопрос. Однозначно лишь одно – 6 августа на старом кладбище Донского монастыря в Москве мы похоронили последнего великого русского писателя XX века.
Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда

Церковь «на самом деле»

Рождественская лестница. Несколько добрых слов

Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?
  Следующие 20 >>