анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
Вечный узник совести

Игорь Попов, Главный редактор журнала «Христианское Слово»

Россия потеряла выдающегося мыслителя, писателя и общественного деятеля. 4 августа 2008 года на 90-м году жизни скончался Александр Исаевич Солженицын. Так принято писать в официальных некрологах. И можно вспомнить, что ради участия в похоронах Президент России Дмитрий Медведев прервал свой отпуск, что видные деятели культуры и искусства… и так далее, и тому подобное… Но важно ли это сейчас?

Александр Исаевич прожил богатую, насыщенную и трудную жизнь. Если бы он написал лишь «Один день Ивана Денисовича», то только за это небольшое произведение его можно смело ставить в один ряд с Достоевским и Толстым. Его вклад в русскую культуру еще только предстоит по-настоящему оценить. Он был вечным узником совести. То, что он увидел в лагерях навсегда осталось в его жизни. До конца своих дней он поддерживал семьи политзаключенных, это была не поза обиженного человека, это было дело его жизни.

Его отец погиб еще до рождения сына, поэтому ребенка воспитала и дала первоначальное образование мама. Закончив Университет в Ростове-на-Дону и получив специальность математика, Александр приехал в Москву, где поступил в МГУ, на литературные курсы.

Когда началась великая Отечественная война, Солженицына призвали на фронт, в артиллерийские войска. Он всегда замечал недостатки советской системы, поэтому, когда в 1945 году он в письме начал критиковать деятельность Сталина в годы войны, его арестовали, и восемь лет он провел в лагерях в Караганде. Он был освобожден из лагеря в день смерти Сталина - 5 марта 1953 года, однако, его лишили права жительства в Европейской части страны.

«Я просидел несколько месяцев в тюрьмах в 45-46 годах, и спорил, спорил. И понял, что меня бьют как мальчика, люди с жизненным опытом, и уже с философским опытом. Переубедили меня, воспитали меня уже для «Архипелага ГУЛАГа», — вспоминал Александр Исаевич. И только после реабилитации в 1956 году ему разрешили поселиться в Рязани, где он устроился работать учителем математики и начал свою литературную деятельность.

Хрущевская «оттепель» начала 1960-х годов побудила Солженицына написать повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича» (1962), в которой автор повествует об одном дне из жизни заключенного сталинского концлагеря. Поскольку Солженицын писал повесть по собственным впечатлениям, по собственному опыту, то это произведение, напечатанное в «Новом мире», быстро завоевало признание читательской публики в СССР и за рубежом и стало настоящей сенсацией в литературном мире. За эту повесть, за силу, как сформулировали шведские академики, с какой он развивает бесценные традиции русской литературы, Александр Солженицын удостоился Нобелевской премии.

«Архипелаг ГУЛАГ» увидел свет в декабре 1973, а уже через два месяца писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в Западную Германию. Оттуда — в Цюрих, затем на долгие 20 лет семья оказывается в американском штате Вермонт. На родину они смогли вернуться только в 1994 году. В этой книге, переведенной впоследствии на 34 языка, и ставшей источником финансирования для Солженицынской премии, писатель, используя собственные записи, что вел в лагерях и ссылке и свидетельства более 200 заключенных, в деталях описал трагедию народа периода массовых репрессий.

«Я с детства был воспитан в православном духе, — рассказывал писатель. — За это еще в школе надо мной издевались, срывали крестик, а я в пионеры не вступал. Потом начали вталдыкивать эту идеологию – диамат, истмат. Высокие идеи – увлекся, поверил. Полностью освободился от этого только в тюрьме», — говорил писатель. Вот то, что помогает великому русскому писателю выдержать все годы лагерной жизни, изгнания и жизни заграницей. Он сам тяжело переживал оторванность от родной русской земли, и лишь вера в Бога помогает ему преодолеть этот период.

Что ушло от нас со смертью Александра Солженицына? Сегодня трудно ответить на этот вопрос. Однозначно лишь одно – 6 августа на старом кладбище Донского монастыря в Москве мы похоронили последнего великого русского писателя XX века.
Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство
  Следующие 20 >>