анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Можно ли просто не выбирать?

Сергей Худиев, Москва

Довольно часто люди говорят, что на свете существует очень много религий. Поскольку правильный выбор в любом случае сделать непросто, то не лучше ли вообще стоит отложить этот вопрос в сторону? Можно продолжать жить, вообще ничего не выбирая.

Увы, но этот вариант невозможен. Мы неизбежно выбираем — если не на уровне осознанных деклараций, то на уровне повседневных решений. Мы неизбежно исходим из той или иной картины мира, тех или иных представлений о правильном и неправильном. Если мы не задумываемся об этом — это просто означает, что мы позволяем решать за себя другим: телевизору, интернету, безликим сценаристам сериалов, сослуживцам и знакомым.

В этом случае мы не принимаем какую-то систему убеждений, хорошо ее продумав, а просто подхватываем ее из воздуха. Не случайно в мире, где мы живем, законодателями интеллектуальных мод часто оказываются артисты, а не философы или святые. На атеистических сетевых ресурсах я постоянно встречаю цитаты из Джорджа Карлина — американского комика. Я не знаю, насколько он великий комик — наверно, в этом отношении он человек талантливый. Во всяком случае, успешный. Но каким бы выдающимся комиком человек бы ни был, это не делает его мудрым философом, познавшим тайны жизни.

Я помню, как люди в спорах приводили цитаты из другого артиста — британского актера Стивена Фрая. Возможно, он замечательный актер, который завоевал сердца зрителей своим талантом. Я не берусь оценивать его с этой стороны. Но что делает даже самого выдающегося актера учителем жизни?

То же самое происходит и с нашими артистами — я не буду приводить конкретные примеры, чтобы никого не задеть. Люди подхватывают в качестве учителей жизни тех, чьи таланты лежат в совершенно другой области.

Почему? Очевидно, здесь работает именно умение подавать определённые взгляды с артистизмом, эмоциональной заразительностью, так, чтобы зритель не понял, а почувствовал мысли и эмоции выступающего. Но это умение не имеет никакого отношения к истинности того, что человек говорит.

Проповедники явно ложных, даже совершенно чудовищных воззрений могут обладать прекрасно подвешенным языком и даром убеждения. Они могут создавать мощный риторический поток, который уносит слушателей. Они могут приводить толпы последователей в экстатический восторг — что, увы, мы достаточно видели в ХХ веке. Если у вас нет продуманных личных убеждений, этот поток легко вас унесет. Если не отвечать себе на вопрос «во что я верю и почему?» готовые чужие ответы будут бессознательно подхвачены, как инфекция, из воздуха, и если не определять, куда я хочу направить мой корабль, его будет просто уносить наиболее сильное в этом месте течение.

При этом такого рода пассивность, нежелание задумываться — это тоже наш выбор. Решение игнорировать «последние вопросы» — это именно наше решение, и оно точно не является наиболее мудрым. Отказ сознательно искать истину — грех, и наказанием за него является порабощенность той или иной ложью.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>