Довольно часто люди говорят, что на свете существует очень много религий. Поскольку правильный выбор в любом случае сделать непросто, то не лучше ли вообще стоит отложить этот вопрос в сторону? Можно продолжать жить, вообще ничего не выбирая.
Увы, но этот вариант невозможен. Мы неизбежно выбираем — если не на уровне осознанных деклараций, то на уровне повседневных решений. Мы неизбежно исходим из той или иной картины мира, тех или иных представлений о правильном и неправильном. Если мы не задумываемся об этом — это просто означает, что мы позволяем решать за себя другим: телевизору, интернету, безликим сценаристам сериалов, сослуживцам и знакомым.
В этом случае мы не принимаем какую-то систему убеждений, хорошо ее продумав, а просто подхватываем ее из воздуха. Не случайно в мире, где мы живем, законодателями интеллектуальных мод часто оказываются артисты, а не философы или святые. На атеистических сетевых ресурсах я постоянно встречаю цитаты из Джорджа Карлина — американского комика. Я не знаю, насколько он великий комик — наверно, в этом отношении он человек талантливый. Во всяком случае, успешный. Но каким бы выдающимся комиком человек бы ни был, это не делает его мудрым философом, познавшим тайны жизни.
Я помню, как люди в спорах приводили цитаты из другого артиста — британского актера Стивена Фрая. Возможно, он замечательный актер, который завоевал сердца зрителей своим талантом. Я не берусь оценивать его с этой стороны. Но что делает даже самого выдающегося актера учителем жизни?
То же самое происходит и с нашими артистами — я не буду приводить конкретные примеры, чтобы никого не задеть. Люди подхватывают в качестве учителей жизни тех, чьи таланты лежат в совершенно другой области.
Почему? Очевидно, здесь работает именно умение подавать определённые взгляды с артистизмом, эмоциональной заразительностью, так, чтобы зритель не понял, а почувствовал мысли и эмоции выступающего. Но это умение не имеет никакого отношения к истинности того, что человек говорит.
Проповедники явно ложных, даже совершенно чудовищных воззрений могут обладать прекрасно подвешенным языком и даром убеждения. Они могут создавать мощный риторический поток, который уносит слушателей. Они могут приводить толпы последователей в экстатический восторг — что, увы, мы достаточно видели в ХХ веке.
Если у вас нет продуманных личных убеждений, этот поток легко вас унесет. Если не отвечать себе на вопрос «во что я верю и почему?» готовые чужие ответы будут бессознательно подхвачены, как инфекция, из воздуха, и если не определять, куда я хочу направить мой корабль, его будет просто уносить наиболее сильное в этом месте течение.
При этом такого рода пассивность, нежелание задумываться — это тоже наш выбор. Решение игнорировать «последние вопросы» — это именно наше решение, и оно точно не является наиболее мудрым. Отказ сознательно искать истину — грех, и наказанием за него является порабощенность той или иной ложью.