анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
О психологии атеизма

Сергей Худиев, Москва

Как-то я читал статью психолога, который проанализировал отношения известных атеистов (Фейрбаха, Фрейда, Маркса и других) с их отцами, и обнаружил, что отношения эти были плохими или отсутствующими. Психоаналитически мы вполне можем предположить, что гнев и недовольство в отношении родных отцов побудили этих людей восстать против Отца Небесного.

Доказывает ли это ложность их убеждений? Еще нет. Но это показывает уязвимость одного из постоянных доводов атеистов — что веру можно объяснить психологически. Человек верит потому, что у него был прекрасный отец, образ которого он спроецировал на небеса. Или, наоборот, ужасный отец, которого он решил заменить «настоящим» Отцом на небесах.

На что опирается такого рода доводы? В основании науки лежит такая важная добродетель, как смирение перед реальностью. Мир не таков, как мне бы и вам хотелось. Чтобы понять, каков он на самом деле, нам надо отложить наши хотения и исследовать вселенную, какой она есть, а не какая бы нам больше понравилась.

Может быть, мне хотелось бы верить, что за окном на пальмах покачиваются кокосы и плещется теплое море, но выйдя из подъезда в шортах и маечке, я обнаружу, что горько ошибся. Чтобы жить в реальном мире — и попытаться его улучшить — я должен понять, что он не обязан соответствовать моим, даже самым глубоким, желаниям. Наши желания могут нас страшно обманывать.

Верующие страстно желают, чтобы у них был небесный Отец, который, после всех горестей и испытаний земной жизни, ввел бы их в рай — но из этого никак не следует, что они туда попадут. Надо быть очень осторожным чтобы не принять желаемое за действительное. Но этот же тезис верен и в другой форме — опасно принять нежелаемое за недействительное.

Если вы хотите, чтобы Бога не было — из этого никак не следует, что Его нет. Желание — не доказательство. Однако здесь нам важно уточнить — наше желание рая не доказательство, но указатель.

То, что подросток мечтает о первой любви, не гарантирует, что его полюбят, но, по крайне мере, указывает на такую возможность. Такое желание не могло бы возникнуть в бесполом мире.

В принципе, можно стоять на том, что наше желание рая возникло в «безрайском» мире, и приискивать ему какие-то психоаналитические объяснения. Указатель не обладает принудительной силой. Но он существует — и на него стоит обратить внимание.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>