анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
Проходной балл в рай

Сергей Худиев, Москва

Как-то в одной газетной статье были собраны мнения разных людей — порнозвезды, рок-музыканта, композитора, актера, худрука известного театра по тому самому вопросу, который мы здесь рассматриваем. Кто попадет в рай? Общим в ответах было то, что обретение рая люди связывали с их личными заслугами — с тем, что они «стараются не делать гадостей», «соблюдают десять заповедей».

Порнозвезда решительно заявила, что «в рай попадают только добрые, хорошие люди. Я — такая, поэтому обязательно попаду в рай». Вероятно, бедная женщина привыкла к косым взглядам — и собственному внутреннему беспокойству, и, поэтому, желая защититься, подчеркивала свою хорошесть и райские перспективы особенно энергично.

Люди верят в то, что хорошие люди попадут в рай, плохие — в ад, и их надежда состоит в то, что они-то — хорошие. Что не так с этой надеждой? У нее, по крайней мере, две проблемы.

Вот есть плохие люди, которые, как мы согласимся, в рай не попадут — по крайней мере, если не исправятся. Они жестокие, черствые, злобные, их слова и поступки нас глубоко шокируют — ну как можно быть такими злыми и бессердечными! Но что, если мы попробуем заглянуть в их каменные сердца и помраченные умы, что если мы попробуем понять, как они видят мир и самих себя? Сознают ли они, что являются презренными злодеями?

Если мы решимся их выслушать, мы узнаем, что дело обстоит ровно наоборот — они хорошие люди, мужественно стоящие на стороне добра и правды. В этом мире есть, конечно, подлые негодяи, которые продали свои души сатане — но это, как раз, их враги. Сами они — на светлой стороне. Конечно, мы можем задохнуться от возмущения — как можно так глубоко извратить свой разум и совесть? Пугающий ответ — можно. Даже очень легко. В день Суда они убедятся, как они были неправы, но будет уже поздно.

Но откуда берутся эти плохие люди, уверенные в своей хорошести? Которые творят (или, хотя бы, горячо одобряют) злодеяния с непоколебимой верой в то, что история их оправдает, а Бог (если они признают Его существование) наградит их вечным блаженством? Они не принадлежат к какой-то особенной злой породе, культуре или религии.

Это люди, похожие на нас. И здесь нам стоит сделать пугающий, но логически неизбежный вывод. Мы — люди, похожие на них. Мы также легко можем пребывать в сознании своей правоты, такой кристально-ясной, что Бог просто обязан нас одобрить. Люди обладают огромной способностью к самообману и самооправданию, и мы не являемся исключением.

Вторая проблема — насколько хорошим надо быть, чтобы попасть в рай? Если только особо крупные злодеи будут осуждены, а мелкие грешники проскочат, то, где пролегает грань? И почему мы решили, что мы-то достаточно хороши, чтобы проскочить? Каков проходной балл? И Библия открывает нам — еще до того, как мы окажемся на экзамене — на то, что мы все провалились. Как написано: «нет праведного ни одного» (Рим.3:10). Мы не можем попасть в рай своей хорошестью.

Но Благая Весть состоит в том, что у нас есть Искупитель. Тот, кто полностью, абсолютно праведен. Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Он приобрел рай для нас — и мы призваны оставить упование на свою праведность и положиться на Него.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>