анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
Борьба со злом

Сергей Худиев, Москва

Люди (особенно в эти дни) много говорят о борьбе со злом и том, что такая борьба составляет долг всякого честного человека, а уклоняться от нее недопустимо. Необходимо, если не сражаться с оружием в руках, то хотя бы выказывать воинственность в социальных сетях, подбадривать воюющих, изливать свой гнев и ненависть на врагов.

В этом, конечно, нового ничего нет — задолго до появления интернета люди сражались со злом, заливая землю кровью. Но, если мы обратимся к Библии, то обнаружим нечто необычное — и до сих пор не воспринятое миром, несмотря на то, что Библия — самая издаваемая книга, а Христианство — самая распространенная религия.

Библия много говорит о борьбе добра и зла. Новый Завет сравнивает христианина с воином, который должен мужественно подвизаться (то есть совершать подвиги) и переносить страдания. Он есть участник «брани», то есть битвы, он призван «твердо противостоять» врагу. Однако борьба со злом с мирской и с библейской точки зрения выглядит совершенно по-разному. С мирской точки зрения (а мы склонны принимать ее по умолчанию и возвращаться к ней вновь и вновь) зло находится снаружи, и основное средство борьбы с этим злом — принуждение.

Мир делится на хороших людей и плохих, и я принадлежу к хорошим. Победа над злом — это ситуация, когда мы (хорошие) истребили или хотя бы принудили к покорности их (плохих). Отказ бороться с плохими и, прежде всего, угрозами и насилием — это пособничество злу. Хороший человек смело выхватывает меч (или кольт, или калашников) и поражает злодеев. Книга за книгой и фильм за фильмом рисуют именно такую картину. Хороший человек имеет не только право, но и обязанность очищать мир от скверны.

Евангелие говорит о том, что мир не делится таким образом — ты сам грешник, и чем более ты склонен видеть себя ангелом, очищающим мир от зла, тем более помраченным грешником ты являешься. Самые страшные массовые убийцы видели себя как раз возвышенными идеалистами, которые борются со злом за гораздо более справедливый и человеколюбивый мир.

Нам иногда хочется представлять их какими-то монстрами, с которыми мы не можем иметь ничего общего, но это не так. Такие люди как Робеспьер или Дзержинский были людьми высоких идеалов, которые хотели исправить и очистить мир. В процессе у них возникала необходимость много убивать и мучить и, будучи людьми долга, они не боялись запачкаться. Вы не можете очистить мир от скверны, не поубивав множества людей, в том числе, невинных. Впрочем, и поубивав, мир вы тоже не очистите. Он как лежал, так и продолжит лежать во зле.

И вот Библия производит переворот — оказывается, зло, с которым ты должен бороться, находится и внутри тебя тоже. Ты призван сдерживать его натиск там, где ты можешь, в том человеке, свободная воля которого находится под твоим контролем — в себе.

Первый шаг в борьбе со злодеями — не быть злодеем. Это невыносимо для гордости — злодеи это кто угодно, но не я, и не те, кого я считаю своими. В ситуации, когда человек черпает сознание достоинства и смысла в борьбе с врагами, такая мысль принимается в штыки. Но Евангелие именно об этом — Христос начинает Свое общественное служение с проповеди покаяния.

Оказывается, борьба со злом, к которой он нас призывает, состоит в личном покаянии. Мы не призваны принуждать других людей быть хорошими — или умереть. Мы призваны измениться сами, добровольно, отложить наш своевольный мятеж и покориться Иисусу Христу. Пока мы этого не сделали — мы враги сами себе и друг другу.
Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство
  Следующие 20 >>