анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
О непонятности Христианства

Сергей Худиев, Москва

Один из упреков, которые разные люди высказывают христианству, это его сложность для понимания. Бог одновременно един и троичен — как это можно уместить в голове? Иисус Христос есть Бог, который при этом рождается от Девы, есть и пьет, устает и спит, наконец, претерпевает смерть на кресте — что все это значит?

Приверженцы других религий, например, ислама, часто указывают на то, что их мировоззрение проще, понятней и не нужно ломать голову над такими сложными концепциями. Что же ответить на это?

Понятность, легкость в усвоении— не критерий истинности. Даже предметы, которые преподаются в школе, кажутся детям трудными — это происходит по двум причинам. Прежде всего, они ещё дети. Им не хватает развития и образования. Они приобретают знания и опыт именно, когда прилагают усилия к пониманию того, что им преподают.

Давать детям только то, что сразу и без напряжения будет им понятно — значит обрекать их на застой. Мы растем — интеллектуально и духовно — именно когда переходим от непонимания к пониманию. При этом у детей могут быть как объективные трудности — их детский разум еще слишком неразвит для понимания некоторых вещей, так и субъективные — они ленятся или противятся учителям.

В отношении Бога и вещей божественных мы все находимся в положении малых детей. Объективно речь идет о Реальности, которая бесконечно нас превосходит.

Мы можем легко понять то, что лежит ниже нас.

Например, как работает двигатель внутреннего сгорания, можно объяснить за двадцать минут; а с хорошими наглядными пособиями — так за пять. Чтобы понять, как работает живая клетка — нужно годами получать специальное образование, и все равно в ней останется множество тайн, ставящих ученых в тупик. Современная физика вводит нас в мир понятий, которые глубоко противоречат нашему повседневному опыту — электрон оказывается одновременно волной и частицей, в отношении частиц можно знать только либо их траекторию, либо скорость, но не то и другое вместе, а уж квантовая физика утверждает вещи настолько странные, что у неспециалиста они вызывают сильное недоверие. Но все это — природа, и она лежит ниже нас.

Бог — это Тот, кто находится над нами; мы можем что-то сказать о Нем лишь постольку, поскольку Он сам снизошел к нам, пожелал открыться, установить с нами отношения. И в этих отношениях мы растем — поднимаемся по ступенькам, понимаем то, что раньше было для нас непостижимо.

Мы будем возрастать в познании Бога вечно — и не исчерпаем Его никогда. Но у нас есть и субъективные трудности — мы непослушные дети, и мы противимся истине. Грехопадение повредило нас. Мы все время пытаемся утвердить свою волю, настоять на своем, заменить истину Божию тем, чтобы мы сами хотели бы провозгласить.

Познание истины Божией требует не только интеллектуальных усилий — но и смирения. И первый акт смирения, который мы должны совершить — это признать, что реальность совершенно не обязана соответствовать нашим представлениям о простоте и удобстве. Почему квантовая физика так затрудняет неспециалиста? Потому что это попытка описать реальность. Христианская догматика проще в том отношении, что тут предельная Реальность сама выходит на связь и сообщает нам о Себе.

Доктрины Троицы, Боговоплощения и Искупления не являются, сами по себе, непонятными. Стоящая за ними Реальность бесконечно превосходит наше разумение — но вот доктрины мы понять можем. Для этого нам понадобятся некоторые усилия и определённое смирение.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>