анонсы статьи
новости
7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года
Христианство — не есть традиционная религия

Сергей Худиев, Москва

Довольно часто доводится читать, что религия важна тем, что она играет огромную культурную и общественную роль. Религия — это то, что помогает нам поддерживать национальную идентичность, снабжает нас символами и ритуалами, которые помогают нам переживать нашу общность друг с другом. Она (и это тоже очень важно) объединяет нас с нашими предками, помогает обрести наше место в «великом сообществе умерших, живых и еще не родившихся». Нельзя сказать, что это неправда. Наша история, наш язык, наша литература и искусство во многом сформировано поколениями христианской веры. Именно Евангелие сделало нас, носителей определенной культуры, теми, кто мы есть — являемся ли мы лично верующими или нет.

Верно и то, что отказ от христианства отнюдь не приводит к торжеству разума и науки — освободившееся место заполняется идеологиями самого мрачного толка, как мы видели это в ХХ веке. Но, когда начинаем воспринимать эту культурную и историческую сторону христианства как самую важную, мы сталкиваемся с рядом проблем.

Прежде всего, такого рода христианство отлично обходится без Бога — есть немало людей, которые глубоко привержены православию (а в других странах это может быть католичество или протестантизм) но при этом не верят в Бога.

В самом деле, можно любить нашего родного Деда Мороза, с негодованием относиться к перспективе вытеснения его чуждым Санта-Клаусом, ни минуты не веря, что Дед Мороз существует на самом деле. Можно быть глубоко приверженным национальной религии, но при этом не верить в Бога. Кроме того, те же соображения (национальной идентичности и общественной пользы) могут быть развернуты и против христианства.

Индуистские националисты, например, видят в христианских миссионерах врагов, которые пытаются отторгнуть людей от их исконной веры и духовно ослабить Индию. Примерно то же самое говорят буддисты в Мьянме. Да и язычники в римской империи преследовали христиан как «всесветных возмутителей» (Деян.17:6), которые разрушают их общество и подрывает их образ жизни.

В конце концов, религиозные традиции, обеспечивающие связь людей друг с другом и с почитаемыми предками, были везде.

Зачем Апостолы проповедовали Благую весть, если с ролью общественных скреп неплохо справлялись и традиционные языческие религии?

Мы можем (и должны) быть благодарны за нашу христианскую историю — и, особенно, за святых, которые были явлены в ходе этой истории. И, действительно, христианство принесло обществу великие блага. Но его главное содержание не в этом и следовать ему мы должны не поэтому. Христианство — истина. Мир действительно сотворен триединым Богом, мы отпали от Него в грех, Он искупил нас во Христе, и призывает нас к жизни вечной и блаженной за пределами всех земных целей и устремлений.

Эта вечная жизнь — благо несопоставимо более великое, чем что бы то ни было в этом мире. Тысячу лет назад самым могущественным, богатым и культурным государством в мире была Восточная Римская Империя. Она представлялась вечной — а ее столица, Константинополь, был величайшим городом мира. Сейчас ее давно уже нет. Бывший Константинополь называется по-другому и там живет совсем другой народ, с другим языком, верой и обычаями. Но люди, которые, покаянием и верой, вошли в жизнь вечную и блаженную тогда — тысячу лет назад — и сейчас пребывают в раю. Люди бесконечно более долговечны, чем империи и культуры. Ваша принадлежность Христу бесконечно важнее вашей принадлежности определенному обществу и культуре. Обретете ли вы жизнь вечную и блаженную определятся не тем - русский вы, индиец или бирманец и не тем - верны ли вы традициям ваших предков, а исключительно тем, пребываете ли вы в завете со Христом.

Может получиться, что традиции вашего народа этому помогают — если вы родились в христианской стране и слышали имя Христово с пеленок. А может получиться наоборот — ваши сограждане поклоняются совсем другим богам и смотрят на христианство как на подозрительную иностранную инфекцию.

Традиции сами по себе вещь нейтральная — они могут передавать вам истину, а могут — и ложь. Как говорит Иеремия: «Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к Тебе придут народы от краев земли и скажут: "только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы"»(Иер.16:19).

Мы можем принадлежать к традиционно христианской культуре (и быть благодарными за это). Но мы принимаем христианскую картину мира не поэтому, а потому, что она истинна. Таково реальное положение дел, и оно не зависит от нашей культурной или национальной идентичности. Полезно признавать его или нет (в конечном итоге в высшей степени полезно) признавать его мы должны не поэтому.

Единственная причина, по которой Апостолы увещевали язычников «обратиться от сих ложных к Богу Живому» (Деян.14:15) состоит в том, что Бог существует на самом деле, а боги язычников — нет. Мы принимаем христианство не потому, что оно — традиционная религия нашего региона, а только потому, что оно — истинная религия.
В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба
  Следующие 20 >>