анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Гордыня и самооценка

Сергей Худиев, Москва

Психологи постоянно говорят о необходимости иметь здоровую самооценку. По их убеждению, многие беды людей происходят от заниженной самооценки. Церковь постоянно настаивает на необходимости смирения — мы жалкие грешники, которые остро нуждаются в милосердии Божием. Услышав это, современный, психологически подкованный человек может тут же заклеймить отсталых церковников за причинение своей пастве психологического вреда. Но так ли это?

Судя по данным исследований – нет. Люди, регулярно участвующие в богослужениях, обычно обладают более, а не менее здоровой психикой, чем население в целом. Но как соотносится самооценка и смирение? Об этом стоит сказать несколько слов.

Представьте себе человека с завышенной самооценкой. «Я лишен недостатков; все, что я делаю, я делаю правильно. В любом конфликте с ближними я прав. Я слишком мудр, чтобы учиться, и слишком прав, чтобы извиняться. Мои достижения достойны самой высокой оценки. Люди обязаны восхищаться моими достоинствами. Я еще многого добьюсь в этой жизни».

А теперь с заниженной: «Мир был бы лучше без меня. В моем существовании нет смысла. Я ни на что не способен и убеждаюсь в этом раз за разом. Меня не любят, потому что, очевидно, не за что. Мне предстоит жалкая, никчемная, одинокая и бесплодная жизнь, полная тоски и страданий».

Конечно, клиентами психологов чаще становятся люди второго типа — они сознают, что находятся в беде и страдают. Самодовольный тип из первого примера едва ли обратится за помощью. Он может встретиться с психологом разве что в тюрьме, куда загремит из-за неспособности корректировать свое поведение. Могут сказать, что в первом случае мы имеем дело со случаем болезненной гордыни, а во втором — смирения. На самом деле, это, в обоих случаях, гордыня и непокорность Богу. Оба эти человека претендуют на то, чтобы оценивать себя сами — на основании своей оценки своих качеств и достижений. Они оба противятся истине, которая состоит в том, что нашу ценность определять не нам. И даже не другим людям.

Как говорит святой Апостол Павел: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3,4). Не мы себя сотворили и не мы поддерживаем себя в бытии. У нас есть Создатель и именно Ему решать, насколько мы ценны на самом деле. И Его слово открывает нам, что мы нужны в этом мире, каждый из нас сотворен Им лично, потому что Вы и я — важная часть Его замысла.

Как говорит псалмопевец: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138).

Когда мы считаем нашу жизнь никчемной и бессмысленной, мы горделиво противимся Его слову. Но Библия идет дальше — ради каждого из нас умер и воскрес Христос. Как говорит Апостол: «я живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20).

Каждый из нас настолько ценен для Бога, что Бог стал человеком в Иисусе Христе, чтобы спасти нас для жизни вечной и блаженной. Это говорит о двух важных вещах — мы достаточно драгоценны в глазах Бога, чтобы спасать нас такой ценой. Мы достаточно тяжко пали, чтобы нуждаться в таком спасении. Мы — жалкие грешники, драгоценные в очах Бога.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>