анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Ответственность и послушание

Сергей Худиев, Москва

Одно из недоразумений, связанных с Церковью и духовной жизнью — это представление о том, что вера предполагает снятие с себя ответственности, перекладывание бремени своего выбора на кого-то другого: на традицию, на пастырей Церкви, которые должны в деталях объяснить тебе, что делать. Кого-то это отталкивает, кого-то, наоборот, привлекает.

Люди растерянные, пережившие жизненный крах или, напротив, ищущие, где приложить свои силы, могут тянуться к возможности покориться, вверить себя чужому руководству, предоставить кому-то сильному, решительному и, как они надеются, мудрому, определять, во что им верить и как поступать.

Иногда это кончается совсем не хорошо — люди делаются преданными адептами каких-нибудь гуру, «помазанных пасторов» или авторитарных «старцев» вроде бывшего схимонаха Сергия.

С другой стороны, есть люди, которым такая перспектива внушает ужас и отвращение. Они не хотят покоряться людям, в которых не видят ни особенной доброты, ни исключительной мудрости.

На самом деле есть два вида послушания. Одно — не рассуждающее повиновение ученика гуру, когда человек не задается вопросом, чем продиктовано то или иное решение. Другой — когда вы учите, например, иностранный язык. Вам нужно будет дисциплинированно являться на занятия и выполнять задания, которые вам будет давать преподаватель. Отвергая его наставления, вы ничему не научитесь. Но это — не пассивное подчинение - вы активно овладеваете определенным навыком. Ваша цель — научиться понимать новый для вас язык. По мере продвижения вы будете понимать все больше и больше. Сначала вы сможете произнести на нем «добрый день» и «спасибо», потом начнете понимать вывески в аэропорту, потом простые фразы, потом несложные тексты, а потом вы сможете и сами общаться с носителями языка и читать написанную на нем литературу.

Отличие между двумя этими типами послушания в том, что первом случае я хочу избавиться от бремени личных решений. Во втором — измениться, вырасти, понять что-то, что не понимал до этого. Учеба — это не пассивное повиновение; это активный процесс, предполагающий четкое осознание того, чему я хочу научиться.

Какую цель я себе поставил? Если я хочу понять, кто есть Бог, как Он открылся людям, как я могу установить с ним отношения - я буду активно искать людей, у которых могу этому научиться. И я найду их в Церкви — это могут быть мои современники, с которыми я могу поговорить или святые прошлых веков, оставившие свои труды.

Поиск Бога не предполагает не рассуждающего повиновения — Он, как раз, ищет понимания. Почему это так, а не иначе? Как это стало известно? Как мне понять и усвоить ту картину мира, которая стоит за всем этим? Как мне прийти к Богу, которого знали и любили эти святые? И это, конечно, моя ответственность — которую невозможно переложить на кого-то еще.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>