анонсы статьи
новости
25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений

16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами
Ответственность и послушание

Сергей Худиев, Москва

Одно из недоразумений, связанных с Церковью и духовной жизнью — это представление о том, что вера предполагает снятие с себя ответственности, перекладывание бремени своего выбора на кого-то другого: на традицию, на пастырей Церкви, которые должны в деталях объяснить тебе, что делать. Кого-то это отталкивает, кого-то, наоборот, привлекает.

Люди растерянные, пережившие жизненный крах или, напротив, ищущие, где приложить свои силы, могут тянуться к возможности покориться, вверить себя чужому руководству, предоставить кому-то сильному, решительному и, как они надеются, мудрому, определять, во что им верить и как поступать.

Иногда это кончается совсем не хорошо — люди делаются преданными адептами каких-нибудь гуру, «помазанных пасторов» или авторитарных «старцев» вроде бывшего схимонаха Сергия.

С другой стороны, есть люди, которым такая перспектива внушает ужас и отвращение. Они не хотят покоряться людям, в которых не видят ни особенной доброты, ни исключительной мудрости.

На самом деле есть два вида послушания. Одно — не рассуждающее повиновение ученика гуру, когда человек не задается вопросом, чем продиктовано то или иное решение. Другой — когда вы учите, например, иностранный язык. Вам нужно будет дисциплинированно являться на занятия и выполнять задания, которые вам будет давать преподаватель. Отвергая его наставления, вы ничему не научитесь. Но это — не пассивное подчинение - вы активно овладеваете определенным навыком. Ваша цель — научиться понимать новый для вас язык. По мере продвижения вы будете понимать все больше и больше. Сначала вы сможете произнести на нем «добрый день» и «спасибо», потом начнете понимать вывески в аэропорту, потом простые фразы, потом несложные тексты, а потом вы сможете и сами общаться с носителями языка и читать написанную на нем литературу.

Отличие между двумя этими типами послушания в том, что первом случае я хочу избавиться от бремени личных решений. Во втором — измениться, вырасти, понять что-то, что не понимал до этого. Учеба — это не пассивное повиновение; это активный процесс, предполагающий четкое осознание того, чему я хочу научиться.

Какую цель я себе поставил? Если я хочу понять, кто есть Бог, как Он открылся людям, как я могу установить с ним отношения - я буду активно искать людей, у которых могу этому научиться. И я найду их в Церкви — это могут быть мои современники, с которыми я могу поговорить или святые прошлых веков, оставившие свои труды.

Поиск Бога не предполагает не рассуждающего повиновения — Он, как раз, ищет понимания. Почему это так, а не иначе? Как это стало известно? Как мне понять и усвоить ту картину мира, которая стоит за всем этим? Как мне прийти к Богу, которого знали и любили эти святые? И это, конечно, моя ответственность — которую невозможно переложить на кого-то еще.
Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»
  Следующие 20 >>