анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
Какими глазами мы видим Церковь?

Сергей Худиев, Москва

Время острых конфликтов, которые мы переживаем - это еще и время духовных соблазнов. В том числе это касается изменения отношения к Церкви, после прочтения каких-либо неприятных и возмутительных новостей. Но что мы увидим — в том числе, когда посмотрим на Церковь — зависит от того, какими глазами мы смотрим.

Если мы видим Церковь извне — мы, скорее всего, видим ее глазами медиа и социальных сетей. Но та информация о Церкви, которую мы найдем в медиа, будет касаться двух областей. Во-первых, это будут «скандалы, интриги, расследования». Дело даже не в том, что СМИ настроены антицерковно — а в том, что скандалы вообще хорошо продаются. Резкие высказывания, вызвавшие ожесточенные споры, обвинения в грехах и преступлениях, разного рода конфликты — все это привлечет внимание. Обычно скандалисты и сплетники не имеют отбоя от желающих взять у них интервью, люди, тихо, честно и смиренно исполняющие свое служение, мало кому интересны.

Во-вторых, людей интересует какую позицию Церковь занимает в том или иной общественно-политическом конфликте — тут в СМИ может попасть и интервью с вполне обычным, не отметившимся ни в каких скандалах священником — если он, в целом поддерживает позицию этого СМИ.

Образ Церкви, который складывается из этих сообщений, не просто искажен — он вообще не имеет отношения к делу. Это, как если бы знали о медицине только то, что врачи иногда становятся участниками конфликтов и выражают те или иные политические симпатии. Эти сообщения имели бы очень мало отношения к сути медицины.

Но, увы, и Церкви люди более всего обращают внимания на черты, не имеющие отношения к ее идентичности и предназначению. У человека есть уже сложившаяся картина мира, свои предпочтения, свои симпатии и антипатии — и он рассматривает Церковь исходя из них. А во время каких-то трагических общественных потрясений он нередко поглощен происходящим настолько, что все, что его интересует в отношении Церкви — это поддерживает ли она ту же сторону, что и он, и как ее можно использовать для поддержки борьбы, которую он переживает?

Если он сочтет, что не поддерживает — от отвернется от Церкви с негодованием, если, напротив, решит, что Церковь за него, то тоже не пойдет, потому что незачем. Врач может быть со мной полностью согласен в общественно-политических вопросах, но это же не значит, что я должен записаться к нему на прием.

Но если мы пережили обращение и осознали, что Иисус действительно воплощенный Бог, что Он действительно воскрес из мертвых — мы видим мир, и, в частности, Церковь, другими глазами. Не значит «влюбленными», отказываясь замечать грехи церковных людей. Но это значит, что мы, наконец, поняли, а зачем вообще существует Церковь.

Именно здесь — через человеческий грех, слабость и заблуждение просвечивает Христос. Если вы не видите этого света — вы, естественно, не видите ничего, кроме греха, слабости и заблуждения. Поэтому любой разговор о Церкви можно начинать только с Христа.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>