анонсы статьи
новости
19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник

29.5.2024
Конференция в Общественной палате РФ

27.5.2024
Секреты Дома Евангелия. «Фонтанка» заглянула в церковь баптистов, которая 30 лет простояла заброшенной

25.5.2024
Ежегодное богослужение в память жертв политических репрессий

20.5.2024
В Ватикане изменили правила в отношении чудесных явлений
Рождество и смысл истории

Сергей Худиев, Москва

История — весьма почтенная наука, зародившаяся в глубокой древности. Историки исследуют летописи, архивы, воспоминания людей, книги, здания, чтобы составить, по возможности, полное описание прошедших событий.

Пишутся весьма объемные труды, читаются лекции, прилагаются огромные усилия. Зачем? Как жаловался школьник, персонаж старого советского фильма: «А нам говорят - Афины войною пошли на Спарту, а я говорю - покинуть хочу поскорее парту».

Люди рождались на свет, трудились, страдали, дрались между собою, и, наконец, умирали, чтобы уступить место следующим поколениям. Немногочисленные элиты могли позволить себе культуру — оплачивать услуги архитекторов, художников, поэтов или музыкантов, которые воспевали их величие и войны, которые они вели руками подданных. Это то, что до нас дошло — дворцовые перевороты, войны, мятежи и их подавление, разрастание а, затем, неизбежное падение могущественных царств, имена царей, королей и императоров, удачливых и не очень, возвышение одних и падение других.

О жизни «не-элиты» мы знаем мало — ни поэты, ни летописцы не интересовались огромным большинством населения, людьми, которые тяжело работали, быстро сходили в могилу, и оставили о себе очень мало свидетельств.

Только относительно недавно историки стали писать книги вроде «Повседневная жизнь в Древнем Риме», в которых уделяли внимание простым и незнатным. Но вопрос, поставленный школьником из фильма, остается актуальным — а зачем все это? Зачем нам забивать голову рассказами о людях, которые очень давно умерли? Какой смысл может быть в том, что прошло — и не вернется? Какой смысл вообще в человеческой истории?

На этот вопрос есть два ответа. Первый из них — никакого. Человек возник случайно, в результате разворачивания каких-то слепых и безличных сил, и, по действию тех же сил, обречен исчезнуть. Этот ответ выглядит напрашивающимся, когда мы читаем труды историков. Люди враждуют, вырывают друг у друга куски земли — и зачем? Только чтобы лечь в эту землю. Археологи через тысячи лет раскопают их кости, когда мертвецам давно уже будет все равно.

Другой ответ мы находим в Библии. В мире много хаоса, зла и бессмыслицы, огромных усилий, вложенных никуда, и тяжких жертв, принесенных понапрасну. Но, кроме человеческого греха, в мире действует Промысл Божий. Бог входит в человеческую историю и таинственно направляет ее к целям, которые Он определил.

История Ветхозаветного Израиля имеет свой смысл и направление — она ведет к Деве, Которая скажет: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:38), к Мальчику, который родится в бедной семье ремесленника. Мир был сотворен ради этого момента - когда в него войдет Бог. Это пришествие Бога наделяет все произошедшее смыслом и делает его частью замысла.

Этот замысел охватывает все, что происходит в мире — и жизнь каждого отдельного человека. Рождество совершается ради Вас — и ради меня. Бог стал Младенцем для того, чтобы войти в Вашу и в мою жизнь — и сделать ее жизнью вечной и блаженной.
О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?
  Следующие 20 >>