анонсы статьи
новости
16.5.2024
Женщина, рожденная в результате суррогатного материнства, поддержала призыв Папы Франциска к его запрету

7.5.2024
В Италии набирает силу католическое движение «реконструкторов» в борьбе за «отпавшие от церкви» души

1.5.2024
Предпасхальный концерт в соборе Святой Марии в Санкт-Петербурге

26.4.2024
Христианские лидеры Африки отмечают 30-летие со дня геноцида в Руанде

22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров
Христианский смысл Нового Года

Сергей Худиев, Москва

В детстве моим любимым праздником — пожалуй, единственным праздником в году, который был связан с такой радостью — был Новый Год. Это было давно в 1970-е годы и с тех пор в стране переменилось очень многое.

Ряд праздников (как 7 ноября, например) оказались прочно забыты. Но Новый Год пережил все потрясения и остался всенародно любимым. Сверкающая огоньками елочка, Дед Мороз и Снегурочка, оливье и шампанское, восклицания «С Новым Годом!» продолжают оставаться обязательной частью культуры. Верующие и атеисты, христиане и нехристиане, иудеи и эллины, варвары, скифы, рабы и свободные, почти все обязательно участвуют в этих обрядах.

Это, впрочем, не особенность постсоветсткой культуры — во всем мире существует праздник Нового Года. В Китае, в Индии, в Японии, в арабском мире — конкретные даты могут отличаться, как и конкретные обряды, но люди везде довольно бурно празднуют чисто условную дату, которая в их летоисчислении отделяет один год от другого. Но почему люди испытывают такую потребность? Попробуем вспомнить наше детство — чего мы ждали с замиранием сердца? Подарков? Да, но не только. Мы ждали наступления чего-то нового и чудесного — и само это ожидание было полно восторга.

День 1 января мог быть пустым и грустным, то, что ожидалось (мы сами не очень понимали, что) не сбылось. Однако это не мешало нам подходить к следующему декабрю с замиранием сердца. Но какой перемены, чего нового и чудесного, на самом деле, хочет человеческое сердце?

В Библии есть понятие «юбилея». Согласно ветхозаветному закону, если человек потерял свой земельный участок, например, был вынужден продать его — в юбилейный год он возвращался к нему. Люди, вынужденные продать себя в рабство, получали свободу. Люди, которые впали в нищету, разорение или неволю - получали возможность начать новую жизнь, как свободные члены народа Божия, живущие на своей, обетованной Богом, земле.

Причем закон не уточняет, как они лишились своей земли — в силу непреодолимых обстоятельств или по своей нерассудительности. Все то, что в их жизни пошло наперекосяк, все, из-за чего они лишились земли (и свободы) отменялось в этот юбилейный год. Как и многие в Ветхом Завете, этот закон был прообразом того, что провозглашает Христос в Новом: «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лук.4:17-21).

Христос приносит прощение и новую жизнь — в которой прежние грехи больше не имеют над нами власти, и мы получаем возможность начать с чистого листа. То, что люди смутно предчувствовали в своих новогодних обрядах, совершилось — мы можем принять действительно новую жизнь. Снова и снова, если мы падаем. И Новый Год — хороший момент для того, чтобы начать сначала.
Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?
  Следующие 20 >>