Священное Писание говорит о том, что «Бог есть любовь» и это непреложная истина, засвидетельствованная самым исчерпывающим образом — смертью Христа на кресте. Обычно люди рады это слышать. Но в той же Библии есть много откровенно пугающих мест, которые гораздо менее популярны — о том, что геенна реальна, что в ней можно оказаться и что у плохих решений могут быть необратимо плохие последствия. Сам Христос иногда говорит жестко и пугающе. Как это понять?
Как-то я разговаривал с человеком, который оправдывал свое пристрастие к выпивке тем, что жизнь его тяжела и безотрадна. Выпить и закусить, сидя перед телевизором - последняя радость, которая у него остается. Однако реальность, которую он отказывался признать, состояла в том, что его жизнь тяжела и безотрадна как раз потому, что он пьет.
С его точки зрения, лишить его выпивки было бы бесчеловечной обидой — это значило бы отнять у несчастного, одинокого, всеми покинутого человека его последнее утешение. С точки зрения внешнего наблюдателя, который не страдает больной страстью к алкоголю — оставить его без водки было бы благодеянием.
Так человек больной может воспринимать благодеяние, иногда даже абсолютно необходимое ему благодеяние, как притеснение и обиду. Даже простая попытка открыть ему глаза на реальное положение дел будет воспринята с негодованием. «Вы что же это, хотите сказать, что я алкоголик, и недалека та холодная ночь, когда я умру под забором?» Он определенно не воспримет наши осторожные намеки на необходимость изменить образ жизни, как проявление любви. Разве это любовь? Вот если бы мы любили его, мы бы покупали ему выпивку и закуску, а сами пили вместе с ним, смеясь его анекдотам и хлопая его по плечу.
Грех подрывает нашу способность видеть истину. Люди приветствуют «любовь» собутыльников, которые помогают им катиться по наклонной, и отвергают заботу родных, которые пытаются спасти им жизнь. Когда человек страдает химической зависимостью, ему оказывается мучительно трудно признать факт его болезни — совершенно очевидный со стороны.
Но это так и с другими грехами. Как-то у нас работал человек, который отличался крайне тяжелым и неуживчивым характером. Поначалу он производил впечатление человека искреннего, ревностного и «горящего на работе». Но потом он принялся тиранить остальных сотрудников, выискивая недостатки в их работе и предъявляя все более суровые требования. Попытки урезонить его кончились ничем и, наконец, его уволили. В наших глазах это выглядело как тяжелая необходимость, а за что мне было стыдно, так это за то, что я так долго позволял ему притеснять других сотрудников. Но в его собственных глазах он был человеком кристальной праведности, пострадавшим за правду от негодяев и лицемеров.
Чтобы прорваться через эту пелену греха, нужен акт веры — меня действительно любят и желают мне блага; а вот я сильно заблудился и не всегда это благо вижу. Те, кто меня любят, не всегда говорят «так сладко, чуть дыша», но мне стоит к ним прислушаться. Так и Библия — Пророки, Апостолы и сам Христос не всегда говорят сладко. Они могут говорить очень пугающие вещи, которые мы не рады слышать, как алкоголик не рад слышать истину о своем состоянии. Но в Библии говорит Бог, который есть Любовь — бесконечная любовь, которая всегда и неизменно ищет нам блага и спасения.