анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Что же такое счастье?

Сергей Худиев, Москва

Юваль Ной Харари — чрезвычайно популярный израильский историк (а теперь его вернее назвать футурогологом), который пишет книги, излагающие его взгляд на историю («Sapiens») и будущее («Homo Deus»). Они интересны во многих отношениях — не в последнюю очередь для понимания мировоззрения, которое современный мир предлагает как основную альтернативу христианству.

Любое мировоззрение отвечает на вопрос «в чем состоит подлинное счастье человека» и Харари отвечает на него с большой прямотой: «Что бы там ни твердили монахи в гималайских пещерах или философы в башнях из слоновой кости, для капиталистического сознания счастье – это удовольствие. Точка».

Чтобы люди могли испытывать больше удовольствия, нужно искусственно перенастроить биохимию мозга: «Необходимо будет поменять нашу биохимию и реконструировать тела и мозги. Над этим как раз и идет работа. Можно спорить, хорошо это или плохо, но второй великий проект XXI века – добиться всеобщего счастья – потребует, видимо, апгрейда Человека Разумного до уровня, позволяющего блаженствовать без перерыва».

Такой взгляд на счастье не является новым — подобные счастливцы описаны в фантастической литературе. Например, у Станислава Лема упоминается прибор, который делает человека глупее — глупый человек с его простыми удовольствиями не заморачивается «проклятыми вопросами», не терзается нравственными дилеммами и вообще гораздо счастливей, чем вечно рефлексирующий умник. Правда у Лема это описание проникнуто явной иронией. В старом советском фантастическом фильме «Отроки во вселенной» роботы на далекой планете решили избавить своих создателей-людей от эмоций, рассчитав, что люди в таком случае будут счастливее. Правда, люди перестали создавать семьи и вымерли, но не испытывая по этому поводу никаких эмоциональных терзаний.

Даже для вполне неверующих людей ясно, что счастье — это нечто отличное от удовольствия. Еще в XIX веке Джон Стюарт Милль сказал, что «Лучше быть недовольным мудрецом, чем довольным дураком; лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньёй». Свинья может пребывать в непрерывном блаженстве — но многим из нас перспектива превратиться в абсолютно счастливую свинью показалась бы тяжким несчастьем.

Счастье предполагает не просто удовольствие, а смысл. В человеческой жизни есть подлинное благо и предназначение, и счастье связано с приближением к нему. Например, мы сочтем человека, который любит свою семью, имеет верных друзей и работу, которая приносит пользу другим, более счастливым, чем того, кто не имея ничего из этого, живет жизнь полную удовольствий.

Осмысленная жизнь далеко не всегда является сплошным удовольствием — но она является несравненно более счастливой, чем жизнь погруженной в ничем не нарушаемое удовольствие свиньи. Проблема Харари в том, что, будучи атеистом (и постоянно это подчеркивая), он живет в принципиально бессмысленной картине мироздания, где действительно жизни больше нечего предложить нам, кроме удовольствия.

В этой картине мира удовольствие — это суррогат отсутствующего ответа на вопрос о смысле. Но удовольствия сами по себе не могут сделать человека счастливым. Для настоящего счастья нужна совсем другая картина мира — где мы созданы, а не появились случайно, у нас есть смысл, цель и призвание, и подлинное благо, которое мы можем обрести. Бог, который создал нас, чтобы мы познали Его и возрадовались ему в веки. Бог, который даст нам подлинное счастье — счастье ликующих святых, а не довольных свиней.
Преимущество быть виноватым

Любовь и суд

Примириться с Богом

За что меня судить?

Состояние несовместимое с жизнью

Вера в науку

Представления о рае

Опыт благодати и бремя доказательства

Единородный Сын и трудности языка

Почитайте себя мертвыми

Борьба со злом

Между Гераклитом и Моисеем

Господь неудачников

Более личное, чем первая любовь

Единородный Сын и трудности языка

Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

О непонятности Христианства

«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Может ли машина мыслить?

Сила притяжения
  Следующие 20 >>