Юваль Ной Харари — чрезвычайно популярный израильский историк (а теперь его вернее назвать футурогологом), который пишет книги, излагающие его взгляд на историю («Sapiens») и будущее («Homo Deus»). Они интересны во многих отношениях — не в последнюю очередь для понимания мировоззрения, которое современный мир предлагает как основную альтернативу христианству.
Любое мировоззрение отвечает на вопрос «в чем состоит подлинное счастье человека» и Харари отвечает на него с большой прямотой: «Что бы там ни твердили монахи в гималайских пещерах или философы в башнях из слоновой кости, для капиталистического сознания счастье – это удовольствие. Точка».
Чтобы люди могли испытывать больше удовольствия, нужно искусственно перенастроить биохимию мозга: «Необходимо будет поменять нашу биохимию и реконструировать тела и мозги. Над этим как раз и идет работа. Можно спорить, хорошо это или плохо, но второй великий проект XXI века – добиться всеобщего счастья – потребует, видимо, апгрейда Человека Разумного до уровня, позволяющего блаженствовать без перерыва».
Такой взгляд на счастье не является новым — подобные счастливцы описаны в фантастической литературе. Например, у Станислава Лема упоминается прибор, который делает человека глупее — глупый человек с его простыми удовольствиями не заморачивается «проклятыми вопросами», не терзается нравственными дилеммами и вообще гораздо счастливей, чем вечно рефлексирующий умник. Правда у Лема это описание проникнуто явной иронией. В старом советском фантастическом фильме «Отроки во вселенной» роботы на далекой планете решили избавить своих создателей-людей от эмоций, рассчитав, что люди в таком случае будут счастливее. Правда, люди перестали создавать семьи и вымерли, но не испытывая по этому поводу никаких эмоциональных терзаний.
Даже для вполне неверующих людей ясно, что счастье — это нечто отличное от удовольствия. Еще в XIX веке Джон Стюарт Милль сказал, что «Лучше быть недовольным мудрецом, чем довольным дураком; лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньёй». Свинья может пребывать в непрерывном блаженстве — но многим из нас перспектива превратиться в абсолютно счастливую свинью показалась бы тяжким несчастьем.
Счастье предполагает не просто удовольствие, а смысл. В человеческой жизни есть подлинное благо и предназначение, и счастье связано с приближением к нему. Например, мы сочтем человека, который любит свою семью, имеет верных друзей и работу, которая приносит пользу другим, более счастливым, чем того, кто не имея ничего из этого, живет жизнь полную удовольствий.
Осмысленная жизнь далеко не всегда является сплошным удовольствием — но она является несравненно более счастливой, чем жизнь погруженной в ничем не нарушаемое удовольствие свиньи. Проблема Харари в том, что, будучи атеистом (и постоянно это подчеркивая), он живет в принципиально бессмысленной картине мироздания, где действительно жизни больше нечего предложить нам, кроме удовольствия.
В этой картине мира удовольствие — это суррогат отсутствующего ответа на вопрос о смысле. Но удовольствия сами по себе не могут сделать человека счастливым.
Для настоящего счастья нужна совсем другая картина мира — где мы созданы, а не появились случайно, у нас есть смысл, цель и призвание, и подлинное благо, которое мы можем обрести. Бог, который создал нас, чтобы мы познали Его и возрадовались ему в веки. Бог, который даст нам подлинное счастье — счастье ликующих святых, а не довольных свиней.