анонсы статьи
новости
22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»
Победа Бога

Сергей Худиев, Москва

Мы, христиане провозглашаем Победу Бога во Христе. Мы ожидаем, когда эта Победа станет явной для всего мироздания, а силы зла и противления будут окончательно преодолены, мироздание преобразится, так, что будет уже свободно отражать славу Божию и Его любовь. Но, со стороны глядя, люди часто задаются вопросом — зачем вообще вся эта борьба, когда Бог обладает всемогуществом? Как вообще кто-либо (включая сатану, других падших ангелов и злых людей) могут противиться Богу? Как можно противиться Всемогущему?

Мы привыкли к тому, что в нашем мире противиться можно только тому, кто не может заставить. Если кто-то, например, не исполняет распоряжений власти, это указывает на то, что власть ослабела и пришла в упадок. Иначе бы она быстро и эффективно пресекла всякое противление. Когда Христиане говорят о том, что Бог обладает абсолютной и неоспоримой властью над творением, а все остальное — от архангелов до пылинок — существует только по Его воле, и, в то же время, в мире есть грех, зло и противление Его замыслам, это может показаться непонятным.

Люди бывают просто возмущены тем, что они считают бездействием Бога — они бы на месте Всемогущего знали бы, то делать. Немедленно заключили бы сатану в темницу, чтобы больше не обольщал народы. Растащили бы за шиворот воюющие армии. Поражали бы молнией — может, даже, и не смертельной, но достаточно чувствительной — любого злодея до того, как он попробует причинить вред. Нанесли бы силам зла немедленное поражение — и показали бы, что теперь добро — хозяин планеты. Разве не очевидно? Для нас, может, и очевидно потому, что мы привыкли видеть все со своей, человеческой точки зрения. Для нас победа — это такое положение дел, когда одна из сторон уничтожила, или, хотя бы, принудила к покорности другую.

Воля неприятеля сломлена превосходящей силой. Остатки разбитой армии вынуждены сложить оружие, ее командование подписывает капитуляцию. Так побеждают все человеческие царства — и установившийся в результате такой победы мир держится до тех пор, пока у победителей хватает могущества, чтобы удерживать свой сапог на шее побежденных. Но потом хватка победителей слабеет, побежденные — или кто-то еще со стороны — приобретает достаточно сил, чтобы бросить им вызов, борьба возобновляется, пока окончательно не прояснится, кто кого будет попирать в ближайшие годы.

Победа — и следующий за ней период затишья, которое лишь условно можно назвать «миром» — лишь часть бесконечной войны всех со всеми. Относительно длительные периоды затишья были связаны с появлением сапога настолько тяжелого, что никто долго не мог сбросить его со своей шеи. Таков был знаменитый Pax Romania — «Римский мир», который (на какое-то время) покончил с междоусобицами греческих городов и вообще принес в средиземноморье стабильность. Эта стабильность держалась на мечах легионеров, но в этом мире ни на чем другом она и не держится.

Победа Бога и мир, который за ней следует, выглядит совершенно по другому. В нем нет места принуждению; люди Божии служат Ему не потому, что он запугал их и заставил, но потому что они любят Его и чтут. Иногда эта радость служения Богу просвечивает и в нашей жизни; иногда мы повинуемся и творим его волю с радостью и ликованием. Бог побеждает, когда Его благодать преображает сердца людей. Библия использует для этого разные образы. Противники добровольно становятся друзьями; блудные дети возвращаются домой; неверная жена принимает прощение и любовь мужа.

Любая человеческая победа одерживается насилием и несет в себе семена новой войны. Бог достигает победы иначе — Крестной Жертвой, словом проповеди, тихим веянием благодати. Но Он одерживает ее навсегда, как пророчествует Исайя: « Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9).
Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»
  Следующие 20 >>