анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Как можно верить в Бога в XXI веке?

Сергей Худиев, Москва

Восклицание «как можно верить в Бога в XXI веке?!», с которым я время от времени сталкиваюсь в сети, так популярно, что его стоит рассмотреть подробнее. Что тут имеется в виду?

Христианская вера делает некоторые утверждения о реальности — мир создан Богом, мы отпали от Него в грех, Бог воплотился в Иисусе Христе, чтобы спасти нас для жизни вечной и блаженной. Их истинность или ложность никак не зависит от течения времени. Если они были истинны в 1-м веке, то остались такими же и в 21-м.

Можно, конечно, считать их ложными (что атеисты и делают), но странно ссылаться при этом на XXI век. Он ничего не меняет. Однако похоже, что отсылки к XXI веку обращаются не к логике как таковой, а к чувству интеллектуального превосходства современности. Люди верят в линейный прогресс — человечество становится все умнее и просвещение и «смеясь, расстается со своим прошлым», полным глупых детских суеверий.

Испуганный ребенок, населявший темноту пугающими духами, которых надо задабривать, подрастает и убеждается, что в темноте никого нет и он может с облечением заняться увлекательным освоением окружающего мира. Как было сказано в одном советском плакате «но науки яркий свет показал, что Бога нет!»

Вера в человеческий прогресс опирается (если не логически, то эмоционально) на несомненный факт прогресса научно-технического — особенно очевидного для нашего поколения. На нашей памяти самые популярные предметы бытовой техники — компьютеры — стали намного более мощными, разрешение экранов резко выросло, графика в компьютерных играх стала гораздо более реалистичной.

Беда здесь в том, что люди путают два разных вида превосходства — знания (и связанные с ними технологии) и мудрость. Знание отвечает на вопрос «как это работает?» «Как мне использовать это в моих целях?». Мудрость отвечает на вопросы «Зачем все это?» «Каковы должны быть мои цели?» «В чем мое подлинное благо и предназначение?» Знания — это про то, как сделать автомобиль. Мудрость — про то, куда на нем ехать.

Качество наших любимых игрушек космически улучшилось — и это факт. Однако из факта научно-технического прогресса никак не следует, что мы превосходим наших предков в мудрости.

Ни у Платона, ни у Аристотеля, ни у блаженного Августина, ни у Фомы Аквинского не было компьютера — у них и бумаги-то приличной не было. Но это не делает счастливых обладателей ноутбуков более мудрыми людьми, чем они. Чтобы быть мудрыми, нужно хотеть этого; мудрость нужно искать, ставить ее своей целью.

«Прогресс» в чисто техническом смысле помогает на какое-то время отвлечься от вопроса «зачем все это». Я могу испытать волнение от нового гаджета — а когда он мне надоест, производители выпустят новый. Это делает мою жизнь более комфортной — но не более осмысленной.

Если в XXI веке вы не можете верить в Бога — прогресс сыграл с вами злую шутку. Вы утратили интерес к мудрости, к поискам цели и смысла человеческой жизни и вас устраивает представление о том, что никакого предназначения в ней нет. Вы не нашли ответы на вопросы, которыми задавались величайшие умы человечества — вы даже не в состоянии осознать эти вопросы. И это не достижение — это потеря.
Преимущество быть виноватым

Любовь и суд

Примириться с Богом

За что меня судить?

Состояние несовместимое с жизнью

Вера в науку

Представления о рае

Опыт благодати и бремя доказательства

Единородный Сын и трудности языка

Почитайте себя мертвыми

Борьба со злом

Между Гераклитом и Моисеем

Господь неудачников

Более личное, чем первая любовь

Единородный Сын и трудности языка

Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

О непонятности Христианства

«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Может ли машина мыслить?

Сила притяжения
  Следующие 20 >>