анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

Сергей Худиев, Москва

Когда я готовил большую статью об истории отношений науки и религии, я наткнулся на интересный парадокс — то, что считают специалисты в области истории науки и то, что считают обычные люди, резко не совпадает. Обычные люди чаще всего уверены, что наука развивалась в отчаянной борьбе с религией.

В средние века инквизиторы сжигали ученых за веру в то, что земля круглая и вообще всячески душили научную любознательность, почитая ее великим грехом. Мрачное средневековье было страшным провалом в человеческой истории — если бы не христианство, мы бы уже давно осваивали галактику.

Таково обычное мнение среднего телезрителя и множество популярных книг, статей и фильмов его укрепляют.

Но, что, если мы обратимся к специалистам? История науки — это серьезная академическая дисциплина. Ей занимаются люди, посвятившие годы исследованиям в этой области. Их практически единодушное мнение резко не совпадет с общепринятым. «Тезис конфликта» — то есть представление о том, что между наукой и религией исторически существует вражда, отвергается учеными.

Как говорит, например, «Стендфордская Энциклопедия Философии»: «Тезис о конфликте науки и религии, по крайней мере, в его простой форме, в наши дни воспринимается как подход совершенно неадекватный для того, чтобы построить восприимчивую и реалистичную историографию западной науки... серьезные исторические изыскания обнаруживают, что тезис конфликта это, в лучшем случае, упрощение, и в худшем — обман». Нет, средневековые церковники не сжигали ученых за веру в то, что земля круглая. Шарообразность земли была известна еще в античности, и упоминания о земле как о шаре можно встретить у святых Отцов, почитаемых церковных авторов первых веков христианства. Более того, борьба между церковниками и учеными была невозможна, потому что все ученые в то время и были церковниками — практически единственной группой населения, у которой было образование, время и интерес к научным (как в то время говорили, «натурфилософским») изысканиям, было духовенство.

Почему же этот миф так живуч? Он остается востребованным по нескольким причинам. «Тезис конфликта» впервые формируется в последней трети XIX века, когда наука выделяется, как важная и уважаемая область деятельности. В этом не было бы ничего плохого, но для ряда энтузиастов она начинает играть роль квазирелигии, главного источника идентичности, преданности, надежды и утешения.

Любая форма коллективной идентичности быстро оказывается перед соблазном определять себя через исключение — «мы, хорошие, против них, плохих». Создается героический эпос со своими подвижниками, мучениками, пророками и отцами. От эпоса не требуется достоверности — от него требуется духоподъемность.

Он должен вызывать негодование против подлых и тупых врагов и восхищение славными соратниками. Два основополагающих текста «тезиса конфликта» — «История конфликта между наукой и религией» (1874) Джона Уильяма Дрейпера и «История войны между наукой и религией в христианском мире» Эндрю Диксона Уайта (1896) — полны того, что в наше время назвали бы «фейками» — искаженных, выдернутых из контекста цитат, недобросовестных искажений и просто выдумок, что отмечается в любой современной книге по истории науки.

Другая причина - востребованность «тезиса конфликта» тоталитарными идеологиями. Любая тоталитарная идеология враждебна религии — воспринимая ее как мировоззренческого конкурента, и любая такая идеология ищет себе научных оснований. Поэтому яростная антирелигиозная пропаганда с опорой на «науку» была повсеместна. Несмотря на то, что она осталась в прошлом, ее инерция сохраняется, как и навязанные ей стереотипы.

Еще одна причина — медиа охотнее тиражируют крайние точки зрения, фундаменталистов с обеих сторон. Поклонников науки, которые сражаются с религией или поклонников строгого библейского буквализма (как они его понимают). Ученые, которые спокойно занимаются своим делом и не делают из науки идеологию, (а таких большинство), и образованные верующие, которые не пытаются опровергать научные теории при помощи своих толкований Писания, просто не привлекают внимания. Но, в любом случае, миф остается мифом — нет, наука не возникла в борьбе с религией. Ее создали глубоко религиозные люди.
Почему не надо быть слишком «позитивным»?

Иисус Библии и «Иисус» New Age

Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда
  Следующие 20 >>