анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

Сергей Худиев, Москва

Когда я готовил большую статью об истории отношений науки и религии, я наткнулся на интересный парадокс — то, что считают специалисты в области истории науки и то, что считают обычные люди, резко не совпадает. Обычные люди чаще всего уверены, что наука развивалась в отчаянной борьбе с религией.

В средние века инквизиторы сжигали ученых за веру в то, что земля круглая и вообще всячески душили научную любознательность, почитая ее великим грехом. Мрачное средневековье было страшным провалом в человеческой истории — если бы не христианство, мы бы уже давно осваивали галактику.

Таково обычное мнение среднего телезрителя и множество популярных книг, статей и фильмов его укрепляют.

Но, что, если мы обратимся к специалистам? История науки — это серьезная академическая дисциплина. Ей занимаются люди, посвятившие годы исследованиям в этой области. Их практически единодушное мнение резко не совпадет с общепринятым. «Тезис конфликта» — то есть представление о том, что между наукой и религией исторически существует вражда, отвергается учеными.

Как говорит, например, «Стендфордская Энциклопедия Философии»: «Тезис о конфликте науки и религии, по крайней мере, в его простой форме, в наши дни воспринимается как подход совершенно неадекватный для того, чтобы построить восприимчивую и реалистичную историографию западной науки... серьезные исторические изыскания обнаруживают, что тезис конфликта это, в лучшем случае, упрощение, и в худшем — обман». Нет, средневековые церковники не сжигали ученых за веру в то, что земля круглая. Шарообразность земли была известна еще в античности, и упоминания о земле как о шаре можно встретить у святых Отцов, почитаемых церковных авторов первых веков христианства. Более того, борьба между церковниками и учеными была невозможна, потому что все ученые в то время и были церковниками — практически единственной группой населения, у которой было образование, время и интерес к научным (как в то время говорили, «натурфилософским») изысканиям, было духовенство.

Почему же этот миф так живуч? Он остается востребованным по нескольким причинам. «Тезис конфликта» впервые формируется в последней трети XIX века, когда наука выделяется, как важная и уважаемая область деятельности. В этом не было бы ничего плохого, но для ряда энтузиастов она начинает играть роль квазирелигии, главного источника идентичности, преданности, надежды и утешения.

Любая форма коллективной идентичности быстро оказывается перед соблазном определять себя через исключение — «мы, хорошие, против них, плохих». Создается героический эпос со своими подвижниками, мучениками, пророками и отцами. От эпоса не требуется достоверности — от него требуется духоподъемность.

Он должен вызывать негодование против подлых и тупых врагов и восхищение славными соратниками. Два основополагающих текста «тезиса конфликта» — «История конфликта между наукой и религией» (1874) Джона Уильяма Дрейпера и «История войны между наукой и религией в христианском мире» Эндрю Диксона Уайта (1896) — полны того, что в наше время назвали бы «фейками» — искаженных, выдернутых из контекста цитат, недобросовестных искажений и просто выдумок, что отмечается в любой современной книге по истории науки.

Другая причина - востребованность «тезиса конфликта» тоталитарными идеологиями. Любая тоталитарная идеология враждебна религии — воспринимая ее как мировоззренческого конкурента, и любая такая идеология ищет себе научных оснований. Поэтому яростная антирелигиозная пропаганда с опорой на «науку» была повсеместна. Несмотря на то, что она осталась в прошлом, ее инерция сохраняется, как и навязанные ей стереотипы.

Еще одна причина — медиа охотнее тиражируют крайние точки зрения, фундаменталистов с обеих сторон. Поклонников науки, которые сражаются с религией или поклонников строгого библейского буквализма (как они его понимают). Ученые, которые спокойно занимаются своим делом и не делают из науки идеологию, (а таких большинство), и образованные верующие, которые не пытаются опровергать научные теории при помощи своих толкований Писания, просто не привлекают внимания. Но, в любом случае, миф остается мифом — нет, наука не возникла в борьбе с религией. Ее создали глубоко религиозные люди.
О «психологических» объяснениях веры в Бога

Люди равны, а религии нет

Два подхода к религии

Ключи от рая

Галилей, Докинз и происхождение разума

Неизбежность соблазнов

«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

О невозможности потерять веру

Самая непопулярная заповедь

Материализм и вера без доказательств

О заповеди «не лжесвидетельствуй»

Вознесение Господне

Важнее всего мира

От идолов к Богу живому

У нас есть, кому повиноваться

Мы куплены

Христианская догматика и Нагорная проповедь

Конец света – ужас или надежда?

К Богу живому от идолов

Не в наших руках
  Следующие 20 >>