анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О прощении и примирении

Антон Лебедев, Саранск

...снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:13).

Седьмое ноября - годовщина Октябрьской революции, а четвертого числа в России отмечался День народного единства. Эти даты воспринимаются неоднозначно - если отношение к первому событию сильно зависит от политико-идеологической оценки, то второй праздник многим кажется несколько искусственным и натянутым из-за его новизны. Недавно президент России открыл монумент, посвященный примирению после Гражданской войны: фигура Родины-Матери, а под нею ее сыновья - братья, воевавшие по разные стороны баррикад. В обществе сразу же вновь вспыхнула дискуссия о виновности сторон, о количестве жертв, об официозе и о современной действительности. Как водится, споры ведутся и о прошлом, и о настоящем - вина переносится на ныне живущих, часто отношения к тем событиям не имеющие (в то время как реальные виновники и участники уже в могиле и дали отчет перед Господом).

Не буду писать о наблюдении дней и времен, но очевидно, что обществу и отдельным людям нужны прощение и примирение. И здесь можно вспомнить текст из Послания Колоссянам, приведенный выше.

Прежде всего, Апостол Павел говорит о снисхождении, слово это также можно перевести как "терпеть", "переносить", "сдерживаться", и даже "выслушивать". Речь идет о понимании позиции оппонентов и инакомыслящих, не видя в них сразу врагов, глупых и оболваненных людей. Часто и явно согрешившие против меня сделали это по неосторожности, недомыслию, по ошибке или в запале спора, а не из лукавых или недобрых намерений. Еще чаще мне нужно понять, почему было совершено то или иное действие, сказаны те или другие слова и так далее, оценить свою правоту в данной ситуации. Бывает и так, что конфликт разгорается из пустого и не стоит выеденного яйца.

Во-вторых, сказано о "взаимном" прощении, то есть о его всеобщности: прощать должны не особо духовные верующие и не особо стойкие или необидчивые люди. Речь идет обо всех христианах. И более прав здесь тот, кто первым пойдет на контакт и разрешение конфликта, кто найдет в себе силы переступить через свою гордость. Очень часто в таких ситуациях срабатывает "комплекс жертвы" - мол, за что мне каяться, пусть сам просит прощения и так далее.

В-третьих, часто претензии обоснованы, а грехи - реальны (Апостол Павел говорит об "жалобах", то есть об упреках, обвинении, порицании за конкретные дела). По человеческим соображениям, потерпевший урон может справедливо требовать наказания виновного, компенсации, сатисфакции. Но величайшее прощение - это именно прощение согрешившего, сделавшего зло и неправду. Решение не напоминать себе и другим ("грехов и беззаконий не воспомяну более" - Евр. 8:12), не держать зла в сердце, не роптать на обидчика, не выставлять счет.

В-четвертых, прощение людей основано на прощении Христом. Если Бог в Иисусе прощает верующего за множество понесенных Им обид, отвержение, равнодушие и непослушание (при этом ощущая все это гораздо острее любого из нас), то почему и нам не простить согрешившего? Верующий прощает, потому что он прощен, а значит, свободен. А свободный не вернется в темницу непрощения, он будет освобождать от нее себя и других. Христианин прощает, потому что для него пример - Сам Христос, прощающий врагов, при этом имевший возможность сотворить самый великий и справедливый суд, послав легионы Ангелов (Матф.26:53).

Таким образом, прощение легко и сложно одновременно. Легко - потому что облегчает бремя, а повеления о нем просты и понятны. Сложно - потому что непросто преодолеть внутри себя горечь. Потому что многие вещи забыть просто не получится, они постоянно будут напоминать о себе, даже если не хочешь этого. "Грех мой всегда предо мною" (Пс. 50:5) - это необходимо, чтобы не превозноситься, не повторять прошлых ошибок, помнить о жертвах трагедий.

И вот тут верующие уже уповают на Самого Господа и Его силы, потому что Он во Христе примирил Собою мир (2 Кор.5:19), Сам являясь Источником мира превыше всякого разумения (Фил.4:7). А значит, истинное примирение и прощение возможны не там, где я кого-то переубедил, а в познании Бога, в молитве, пребывании в Слове Божьем, в Его Церкви, в Его благодати. Без этого наполнения непрощение будет подстерегать меня на каждом углу - ведь всегда будет на что обижаться и в чем считать себя пострадавшим.
О «психологических» объяснениях веры в Бога

Люди равны, а религии нет

Два подхода к религии

Ключи от рая

Галилей, Докинз и происхождение разума

Неизбежность соблазнов

«Конфликт науки и религии» — как настолько ложный тезис может быть так популярен?

О невозможности потерять веру

Самая непопулярная заповедь

Материализм и вера без доказательств

О заповеди «не лжесвидетельствуй»

Вознесение Господне

Важнее всего мира

От идолов к Богу живому

У нас есть, кому повиноваться

Мы куплены

Христианская догматика и Нагорная проповедь

Конец света – ужас или надежда?

К Богу живому от идолов

Не в наших руках
  Следующие 20 >>