анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Нежеланная истина

Сергей Худиев, Москва

Практически все люди (в теории) согласятся, что нам следует стремиться к истине. На это есть целый ряд причин. Некоторые из них носят чисто прагматический характер - ложные представления о реальности могут нам сильно повредить. Например, человек, который верит в то, что рак лечится медом - в то время, как ему бы еще могла помочь химиотерапия - напрасно губит свою жизнь. Любое серьезное дело - строительство мостов, предотвращение заразных болезней, создание самолетов - требует точных знаний.

Это истины о том, как устроен материальный мир. Например, о том, как функционирует человеческий организм. Однако уже на этом уровне мы обнаруживаем, что люди (включая нас самих) не склонны искать истину - взгляды, которые они принимают (и энергично отстаивают) могут быть связаны с истиной только очень косвенно. Обычно мы хотим не истины - а других вещей. Например, уверенности в нашей правоте - мы хотим считать, что не совершаем ошибок, тем более, ошибок дорогостоящих. Нас раздражают те, кто говорит (или подразумевает) что мы ошибаемся, и мы с распростертыми объятьями принимаем тех, кто помогает нам утвердиться в сознании нашей правоты. Мы хотим принятия со стороны значимых для нас людей - причем иногда эти люди даже не знают о нас, просто мы привыкли на них ориентироваться. Группа, к которой мы принадлежим, не может быть неправой. Есть даже такой термин - «групповое мышление», когда все участники группы ставят внутреннее согласие выше истины и это приводит к катастрофически неправильным решениям.

Мы хотим признания нашей ценности и достоинства - и легко подхватываем воззрения, сколь угодно ложные, которые нам льстят. На этом держатся все формы коллективной спеси - расовой, национальной или сословной.

Мы хотим следовать нашим нездоровым страстям и не испытывать при этом чувства вины или постыдной слабости - так возникают теории, «опровергающие» мнение медицины о вреде курения или пьянства. Мы хотим, чтобы смутное чувство гнева и недовольства, которое мы испытываем по отношению к нашей жизни, обрело понятные очертания - и так возникают теории заговоров, которые объясняют пропажу воды в кране происками тайных враждебных сил.

Истина, которая может разрушить все эти построения, причиняет глубокое беспокойство и боль. Она отвергается с негодованием. Даже если речь идет о чисто эмпирической, научной, проверяемой истине. Но есть истина и более высокого уровня - о цели, смысле и предназначении нашей жизни. О том, для чего мы существуем, как мы должны поступать, на что мы можем надеяться. С одной стороны, эта истина бесконечно радостна - мы созданы благим Богом для жизни вечной и блаженной. С другой - она разрушительна для всех тех самообманов, которые мы выстраиваем всю жизнь.

Мы должны покаяться - признать, что мы жили во лжи и, хуже того, обладаем постоянной склонностью выбирать ложь, потому что нам кажется так удобнее. Мы должны утратить сознание нашей правоты, значимости, принадлежности и признания, которое мы строили на чем-то фальшивом - и обрести все это в Боге. Это очень трудный - да, прямо сказать, невозможный шаг. Его делает возможным только сверхъестественная благодать Божия, когда нам приоткрывается нечто настолько немыслимо, невообразимо прекрасное, что мы готовы выпустить из рук все то, чем пытались оправдать, утешить, и укрепить себя до этого. Тогда мы разворачиваемся к истине - или, вернее, Истина разворачивает нас к Себе.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>