анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Много ли обличий у Бога?

Сергей Худиев, Москва

Недавно я еще раз наткнулся на популярное представление о том, что «единый Бог являлся в наш мир во многих обличьях и обращался к нам через великих Учителей человечества». В самом деле, разве нельзя сказать, что Бог обращался к нам через великих учителей различных нравственных и религиозных традиций? Через Будду, Конфуция, Заратустру, Мухаммеда?

В определенном смысле – да. Мы даже можем сказать, что когда и вовсе нерелигиозные люди наставляют нас в добре, в этом проявляется то, что богословы называют «общей благодатью», заботой Бога о творении. Все доброе, справедливое и прекрасное в мире имеет своим источником Бога - Он Творец этого мира и всех людей. Именно Он вложил нравственный закон в сердца всех людей. Он обращается к нам голосом совести - и люди, которые прилагали усилия, чтобы прислушаться к этому голосу, прислушивались, в конечном счете, к Нему. Поэтому там, где у языческих мудрецов - таких как Конфуций или Сенека - мы находим подлинное добро и правду, мы можем не сомневаться, что они исходят от Бога.

Представления о добре и зле в разных культурах показывают большое сходство - тут Конфуций, Сенека и Апостол Павел могли бы понять друг друга. Но религия – это всегда о чем-то большем, чем нравственный закон. Бог - это кто-то несравненно больший, чем Учитель. У Него намного большая цель, чем просто напомнить нам о том, что надо быть хорошими.

И когда мы начинаем обращать внимание на то, чему же учили великие Учителя, мы обнаруживаем, что Один из них сразу выделяется из их числа. Выделяется настолько, что Его вообще сложно поставить в один ряд с остальными. Другие говорили о том, что хотят открыть нам истину. Иисус говорит, что Он и есть истина - «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан 14:6).

Другие (как Заратустра или Мухаммед) говорили о том, что наступит день суда Божия. Иисус говорил, что именно Он, Иисус, будет в этот день Судией: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мат.25:31-33).

Другие могли говорить о Боге - Иисус говорил так, как будто Он и есть Бог. Его слова не дают нам поставить Его в ряд «великих учителей». Мы можем либо поверить им, или нет. Если мы не верим - мы исключаем из числа «великих учителей» самого заметного из них - и первого по числу последователей, что было бы явно нелогично. Если верим - то сталкиваемся с Кем-то, кого явно невозможно считать просто «одним из».

Единый Бог явился в наш мир в лице Иисуса Христа. Мы можем усматривать некую частичную, и неизбежно искаженную, истину у других учителей. Но в лице Иисуса мы встречаем истину как таковую. Истину, по отношению к которой мы можем сказать «да» или «нет».
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>