анонсы статьи
новости
17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие

3.6.2024
Баптисты Петербурга организовали семейный праздник
Рождественская лестница. Каким мы видим Христа?

Игорь Попов. Москва

Тема Рождества всегда интересовала живописцев. Живопись вообще уникальна тем, что это попытка человека запечатлеть мгновение вечности. Именно во временности и изменчивости мгновения и можно почувствовать, а иногда и увидеть движение вечности. Тут важны детали, состояния, эмоции, сопереживание и проживание. Никакой другой вид искусства не может передать это остановленное время, его движение и его динамику.

Не удивительно, что живописцы пытались передать непознаваемую мистерию Рождества – когда вечное появилось во временном, когда Создатель мира подчинил себя, добровольно воплотившись в страдающей плоти, когда Бесконечный явил людям Себя, когда Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины.

В первые века христианства Рождества Христова не праздновали отдельно. Он объединялся с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — верующим важно было отмечать приход Бога в этот мир, Его воплощение. И только в IV веке, когда римский император Константин Великий прекратил гонения на христианскую церковь и разрешил верующим открыто исповедовать свою веру, Рождество стали праздновать отдельно. Тогда он стал символом прихода света в тьму человеческую, явлением света Христовой любви к падшему человеку.

Именно с этого времени художники впервые стали изображать евангельский сюжет о рождении Христа в Вифлееме. Первые христиане изображали Рождество Христово очень просто – ясли с Младенцем, Мария и Иосиф склоняются над грубыми яслями, рядом животные, обычно это ослик и вол. Реже изображали пастухов и волхвов. Археологи находили именно такие простые изображения Рождества на древнеримских христианских саркофагах и бутылках для лампадного масла.

Сюжет иконописных изображений и живописных полотен перекликается и лишь со временем наполняется новыми смыслами как для самих художников, так и для их зрителей. В разные времена вертеп (место, где родился Спаситель) изображался по-разному – от пещеры до ветхих строений. Неизменны были ясные, открытые небеса и яркий свет Вифлеемской звезды, указывающей путь к родившемуся Младенцу.

Мария обычно смотрит не на Младенца, а на зрителей. Это показывало, что Сын принадлежит не матери, а этому миру, Он пришел в этот мир для нас, чтобы искупить наши грехи. Рядом с яслями обычно изображали животных – обычно это вол и ослик, иногда лошадь и корова, в зависимости от времени написания картины. Это подчеркивает не только то, что Спаситель мира родился в хлеву, но и исполнение ветхозаветных пророчеств о Нем: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Книга пророка Исайи, 1 глава, 3 стих).

Иногда ясли на картинах имели форму гроба, чтобы подчеркнуть, что Иисус пришел в этот мир, чтобы принести Себя в жертву за грехи всего мира. Фигуры пастухов и волхвов обычно изображались меньше, чем Марии и Иосифа, чтобы подчеркнуть место святого семейства и их значение в рождественском сюжете. Но не только это. Пастухи и волхвы были символом того, что Христос пришел в этот мир как для простых людей, как пастухи, так и мудрых мира сего, как волхвы.

Со временем художники стали использовать больше рождественских сюжетов в своих полотнах. Например, во времена Возрождения появляются сюжеты переписи в Вифлееме и даже избиение младенцев. Гениальным живописец Северного Возрождения Питер Брейгель (он жил в XVI веке) работает с обоими сюжетами и наполняет их новыми смыслами.

Художник творил во времена религиозных войн и евангельский сюжет он наполняет обличающими идеями. В своей картине «Перепись в Вифлееме» (1566) он показывает Марию и Иосифа, бредущими по снегу, перенося их из библейского Вифлееме в Нидерланды. Тем самым он показывает, что Рождество Христово актуально не просто как прошедшее событие, но и духовная реальность для современного ему человека. Огромные массы людей пришли на перепись и совершенно не обращают внимания на то событие, которое должно скоро произойти. Эта идея пронизывает многие полотна живописца.

На живописных полотнах изменяется и место рождения Христа. На картинах европейских художников пещера постепенно превращается в разрушенный дом. Почему именно дом и почему он такой ветхий и разрушенный? Это несло в себе несколько идей. Во-первых, разрушенный и ветхий дом символизировал бедность жилища, в котором явился Спаситель. Но еще это и символизировало конец Ветхого и наступление Нового Завета.

Фигуры волхвов тоже были весьма символичны. Библия молчит об их количестве. У Блаженного Августина (354—430) и Иоанна Златоуста (347—407) волхвов насчитывалось двенадцать (число понятное и объяснимое для христианской традиции), но, вероятно, от тройственности даров их число свелось к трём, а Беда Достопочтенный (ок. 672/673—735) дал им имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар, царское происхождение и родину. Волхвов часто изображали как трех людей разного возраста (юный, зрелый и пожилой), чтобы подчеркнуть, что Бог явился для людей всех возрастов из всех народов.

Символичны и сами дары волхвов. Каждый из волхвов принес свой символический дар родившемуся Христу – золото (оно является символом царского достоинства Христа, как Царя царей), ладан символизировал Христа, как истинного Первосвященника по чину ветхозаветного Мелхиседека и смирна символизировала жертвенную смерть Христа (ею пропитывали на Востоке мертвое тело перед погребением).

Со временем возрастает живописная техника и возможности самих художников, поэтому полотна наполняются актуальными деталями - к пастухам и волхвам присоединяются ангелы, играющие на музыкальных инструментах. Кстати, в руках ангелов появляются свитки с нотами реальных христианских гимнов, поэтому можно узнать какие музыкальные произведения чаще всего играли на Рождество в разные периоды времени.

На самом деле художники во все времена пытались ответить на один простой вопрос: каким мы видим Христа? Как это событие влияет на нашу жизнь? Видим ли мы за праздничной атрибутикой истинное значение воплощения Бога? И не просто каждый художник, но и сторонний зритель теперь отвечает на эти простые, но важные вопросы сам. А живопись становится очередной ступенькой на духовной лестнице к вере в Христа.
Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб

Смирение и достоинство
  Следующие 20 >>