анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Об идеологической ностальгии

Сергей Худиев, Москва

Приближение очередной годовщины октябрьской революции вызывает в социальных сетях волны идеологической ностальгии. Ее стоит отличать от обычной ностальгии по детству - по старым мультфильмам, елочным игрушкам, пистолетикам, с которыми мы бегали во дворе детьми.

Идеологическая ностальгия немного о другом - о вере в то, что жизнь людей была осмысленной. О том, что они жили (или, по крайней мере, верили в то, что жили) в стране, открывшей всему миру дорогу к справедливой и достойной жизни. О том, что люди были добрее и бескорыстнее. О чувстве принадлежности к огромному общему делу. Как говорили лозунги того времени: "Мой труд вливается в труд моей республики". Это ностальгия о времени, когда было четкое и ясное разграничение добра и зла. Вот силы прогресса, это наша страна, страны социалистического лагеря, борцы с империализмом, честные трудящиеся в буржуазных странах - это добро. Вот толстые типы в цилиндрах с карикатур - это капиталисты, опять же, толстые священники, потом хищные поджигатели войны - это зло, и оно потерпит историческое поражение, потому что победа коммунизма неизбежна.

Теперешняя жизнь намного комфортнее - советский человек, зайдя в ближайшую "Пятёрочку", решил бы, что оказался в светлом коммунистическом будущем. Но в современной жизни нет этого чувства осмысленности, общности и великой цели. А человек нуждается в этом. В том, чтобы его труд (и его жизнь вообще) имела смысл, в том, чтобы принадлежать к чему-то большему, чем он сам, в том, чтобы ожидать в будущем чего-то великого и славного.

Человек - существо религиозное, и идеология (иногда довольно сознательно) замещала собой религию. Когда она ушла, она оставила за собой пустоту, которая болит до сих пор. Когда людям напоминают очевидное - коммунистический эксперимент рухнул, жертвы, принесенные на его алтарь, оказались напрасными - они реагируют на это с глубокой обидой и болью.

Но попытка заполнить эту пустоту в своей жизни идеологией была провальной с самого начала. Это пустое пространство в душе предназначено для другого - для Бога, который создал нас для вечной радости, от которого мы отпали в грех и с тех пор мучительно пытаемся насытить наши души чем-то другим.

Именно Бог - и только Он - может дать и подлинный смысл нашей жизни, и надежду, и единство с другими, и подлинное добро, которого ищет наше сердце. Но для этого нужно прекратить держаться за идолов - в том числе идолов ложных идеологий, неспособных ни насытить, ни утешить, ни спасти наши души.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>