анонсы статьи
новости
25.7.2024
В Великом Новгороде исследуется фундамент одного из древнейших русских храмов

17.7.2024
"Семья в фокусе"

13.7.2024
Евангельские группы присоединяются к осуждению экспертом ООН проституции как системы насилия и эксплуатации после ужасающего доклада

1.7.2024
Хоули призывает «снять транс-флаг» с федеральных зданий, заставить христианских руководителей поставить «Америку на первое место»

24.6.2024
Раскрыты подробности нападения на православный храм в Дербенте

19.6.2024
Стали известны темы, обсуждавшиеся на встрече папы Франциска с президентом Байденом

13.6.2024
В Санкт-Петербурге проходит Всероссийская конференция служителей Российского союза евангельских христиан баптистов

10.6.2024
Прощание с Р.Л. Носач

8.6.2024
Саммит Глав Протестантских Церквей России

6.6.2024
Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие
Зачем мятутся народы

Антон Лебедев, Саранск

Сегодня в мире можно увидеть два разнонаправленных процесса. С одной стороны, мы наблюдаем, как государства и правители приобретают все больше власти, концентрируют ее в своих руках и стремятся к контролю – через средства массовой информации, массовые мероприятия, электронные средства слежения, очернение или даже преследование политических оппонентов. Контроль дает не только власть и деньги, но и предоставляет возможность относительного порядка. И не поспоришь: если на улицах стреляют, а на столе нечего есть, то уже не так важны свобода, достоинство и плюрализм – лишь бы выжить. Для большинства людей базовые потребности (еда, отдых, средства к существованию и безопасность) гораздо важнее, чем все другое, и в этом сложно их винить. Поэтому все так или иначе признают, что без власти никуда - она лучше «хорошего» бандита. Но так не хочется жить в тюрьме, даже если там готовят макароны – вспоминается знаменитая сцена из «Джентльменов удачи»…

Другой процесс – это пробуждение масс. Недовольство результатами выборов и подозрение в их фальсификации. Расовые и этнические проблемы. Социальные катастрофы – все это бросает людей на баррикады, столкновение с полицией или, как минимум, выражение активного недовольства в публичном пространстве социальных сетей. Мирные протесты быстро переходят в немирное противостояние, грозящее либо жесткими мерами против протестующих, либо сломом государства. Второй вариант сулит надежду на перемены, демократические преобразования, где «рулить» будут знакомые лица из Интернета. Правда, через некоторое время выясняется, что бунтарей-романтиков подвинули, а на смену им пришли прагматики, а то и новые диктаторы. И очень хорошо, если смена власти не приведет к войне и переделу собственности – иначе, люди будут десятилетиями вспоминать о прошлом как о «золотом веке».

В этой ситуации Церковь находится как бы между двух огней. Стремясь ввысь, но обладая и земным измерением, она неизбежно будет пытаться налаживать контакты с властями, стараться исполнить требования закона (не всегда адекватные) к религиозным организациям, церковным зданиям и так далее. При этом молиться за власти и проводить жизнь «тихую и безмятежную», даже в условиях все более прохладного и равнодушного отношения к религии в глубоко постхристианском обществе.

Кроме того, на изломе эпох и на резких поворотах истории Церковь имеет искушение все более втянуться в политическую борьбу и стать де-факто разменной монетой в игре на общественных настроениях (особенно если она еще имеет какой-никакой вес в обществе) – делается это, опять же, под благовидными предлогами: вы должны реагировать на неправедность властей, утверждать «правду», и с такими доводами трудно спорить. Правда, подчас интересна Церковь протестующим только как поддерживающая их сила, ни в коем случае не вразумляющая и не предупреждающая. Они слушают ее до тех пор, пока это не противоречит их политическим ценностям и задачам.

И вот именно в такой ситуации Церковь как никогда должна быть собою – не просто пассивно реагируя на окружающую действительность, но создавая новую реальность и даже новое общество. Властям Церковь говорит о лежащей на них великой ответственности и грядущем отчете (кому много дано – с того много и спросится). Обществу – о необходимости взаимоуважения, мирного отстаивания своих прав и других добродетелях. Но даже правильные призывы – это не главное, потому что их могли бы сделать просто нравственные люди или те же политики. Главное – это живое и ощутимое присутствие Бога среди Его Церкви: в учении, праведной жизни, добрых делах, помощи окружающим и, наконец, просто в том, что она (вернее, Господь через нее) меняет жизни людей. Мне нравится известное высказывание о том, что бесполезно ругать тьму, нужно зажечь хотя бы одну свечу – и христиане могут зажечь миллионы светильников.

Мы много можем критиковать политиков, власти, общество или журналистов – справедливо или не очень, с библейских или личных позиций. Однако Христос пришел в мир не чтобы осудить его, но спасти уверовавших – в этом фокус Его служения. Ему было что сказать про всех, и Он вполне мог стать двигателем масс, призвав их на баррикады против Римской оккупации – но Спаситель намеренно избегал подобного исхода и уклонялся от земного царства. Вопреки заявлениям некоторых современных богословов, Иисус не делал политических заявлений, и Царство Его не от мира сего. Разумеется, однажды Он установит Царство во всей полноте (в том числе, и в политическом смысле) – но для этого нам нужно дождаться Второго Пришествия.

А пока мы приходим в мир, течение которого, в целом, неспособны изменить – он отдан под временную власть известно кого. Мы не можем установить везде христианский порядок и совершенную справедливость – история показала, что подобные попытки потерпели крах и результатом стало то самое постхристианское сознание. Порядок и справедливость установить бы среди нас и вокруг нас, показав тем самым пример. Тогда и «нас», возможно, будет больше. А значит, будет и влияние на мир, который хоть на мгновение станет чуть менее безумным.
Три подтверждения пустой гробницы

Стоит ли откладывать покаяние?

В Евангелии нет статистики

Искупление придумал Павел?

Новый Завет и буддизм, а есть ли сходство?

Утешитель предателей

Зло — не снаружи

О пользе моногамии

Служители и остальные

Библия — снаружи я или внутри?

Внутренняя радость

(Не)справедливость искупления

Бог - не следящая камера

Надо ли бояться смирения?

В поисках новой памяти. О романе Е. Водолазкина «Чагин»

Подлинный смысл Пасхи

Смерть, которая имела смысл

Во оставление грехов

Почему мы должны верить в еврейского Бога?

Зуб за зуб
  Следующие 20 >>