анонсы статьи
новости
9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы

4.12.2023
На кровле собора Нотр-Дам-де-Пари установлен новый шпиль

16.11.2023
Национальный молитвенный завтрак

9.11.2023
Впервые за 60 лет в Израиле найдены фрагменты библейских рукописей

4.11.2023
Женская конференция "Он нас сделал родными"

3.11.2023
В Москве наградили лауреатов конкурса "Просвещение через книгу"

3.11.2023
В США отметили 25-летие Закона о международной свободе вероисповедания (IRFA)
"Не судите" или "не обличайте"?

Сергей Худиев, Москва

Слова Спасителя "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены" (От Луки 6:37) люди довольно часто обращают против христианской проповеди. Эта проповедь неизбежно включает в себя обличение греха, свидетельство миру, что дела его злы. Эти слова часто вызывает ответную реакцию: «вам же ваш Иисус сказал не судить!»

В чем тут корень непонимания? Евангелие разделяет грех и грешника; осуждение поступка и осуждение человека. Бог может простить, очистить, исцелить, приблизить к Себе любого грешника. Человек, который сегодня ведет самый аморальный и преступный образ жизни, может покаяться перед Богом, принять Его прощение и начать жизнь с чистого листа.

Вы не обязаны жить своими прошлыми грехами. Вы можете начать новую жизнь, которую уже не будет определять ваше прошлое - каким бы оно ни было. Как пишет Апостол Павел: "Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Послание к Титу 3:3‭-‬5).

Человек самой дурной жизни может покаяться. Человек, с которым, казалось, все в порядке, может пасть. Христос говорит о том, что мытари и блудницы (то есть коллекторы и проститутки) могут скорее войти Царство, чем самодовольные фарисеи, потому что им легче увидеть свою нужду в милости Божией.

Поэтому мы не можем и не должны произносить суд над человеком - он еще может глубоко измениться, и, пока мы живы, для всех нас открыта возможность покаяния. Но при этом мы можем (и должны) оценивать поступки людей (являются ли они для нас добрым примером?) и учения, которые они проповедуют (не являются ли они ложными?).

Как говорит Христос: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (От Матфея 7:15). Апостол заповедует: "и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте” (к Ефесянам 5:11).

Трудность здесь в том, что сама концепция разделения греха и грешника непонятна вне христианского контекста. Общественным мнением человек судится по делам - и судится беспощадно, без срока давности и без надежды на снисхождение.

Люди, молодость которых прошла до эпохи интернета и камер в каждом телефоне, могут почитать себя счастливыми - все их глупости, по большей части, забыты. С тех пор жизнь изменилась - политику, писателю, любому известному лицу могут припомнить твит двадцатилетней давности или глупые шутки времен туманной юности. Веры в покаяние - да и просто в то, что с возрастом человек меняется, и о зрелом муже не следует судить по глупостям юноши - общественное мнение не предполагает. В этом контексте требование "не судите" - не устраивайте трибунала, не тащите на свет все грязное белье многолетней давности из всех закоулков интернета, не пытайтесь уничтожить и растоптать человека - совершенно понятно.

Но христианское обличение не имеет с такими интернет-трибуналом ничего общего. Оно ищет не уничтожить, а исцелить человека. Грех ясно обозначается как грех не для того, чтобы разрушить чью-то карьеру или репутацию - а для того, чтобы люди отвергали его и начали жизнь с чистого листа.

А в этой, новой жизни, старые грехи уже не будут иметь над ними никакой власти. Апостол Павел спокойно рассказывает о том, как он гнал Церковь - и это никак не уничтожает его репутации. Это воздает должную славу благодати Божией, которая изгладила все его прошлые грехи и переменила его сердце. В Церкви постоянно говорят о святых, которые были до своего обращения бандитами, проститутками и вообще дурными людьми. Когда неверующие укоряют, например, князя Владимира Святого в том, что он был развратник, насильник, грабитель и убийца, они упускают из вида, что это все нам сообщает его житие - именно для того, чтобы подчеркнуть истину его собственных слов: "я был зверь - а стал человек". Поэтому обличение греха - это не осуждение человека. Это открытая ему возможность обрести оправдание покаянием и верой в Господа нашего Иисуса Христа.
Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной

Христианство всегда противостояло прогрессу?

Рождественский Пост — отправляясь в путешествие

О психологии атеизма

Аромат Евангелия

Счастье быть милосердным
  Следующие 20 >>