Христианская концепция греха и благодати часто вызывает непонимание. Это неудивительно, она идет против всего, что мы считаем по умолчанию верным, привычным и само собой разумеющемся. Наш опыт жизни в мире учит нас, что любовь, как правило, покупается нашими личными качествами. Если ты красив и умен, компетентен и добродетелен - тебя будут любить, принимать, звать в гости и вкусно кормить. А если ты глуп, непривлекателен, и имеешь раздражающие недостатки, то вон пошел, здесь такие не нужны.
Чтобы быть уверенным в любви других людей, чтобы быть в состоянии любить и принимать себя самих, мы должны считать себя заслуживающими этого. Нас есть за что любить, мы заслуживаем награды за наши достоинства и достижения. По крайней мере, мы должны выглядеть такими. Неуверенность в этом глубоко подрывает нашу способность добиваться чего-либо - да и вообще жить.
Христианская проповедь о том, что ты - грешник, воспринимается как разрушительная атака на саму нашу личность, как попытка сбить нас с ног, отнять тот фундамент, без которого наша жизнь рассыплется на части. Неудивительно, что она встречается с раздражением - и считается проявлением нелюбви.
Особенно в панику повергает идея, что ты абсолютно не можешь произвести впечатление на Бога своей добродетелью и личными достоинствами. Получается, что вся «валюта», которой я хотел расплатиться за Его любовь, принятие и Царство Небесное, обесценилась? Мне не на что рассчитывать?
И Библия говорит - да, "вся праведность наша — как запачканная одежда" (Исаия 64:6). Вся наша надежда на то, что нас оценят за наши достоинства обречена рухнуть. Как это хорошо сформулировал 2-й Оранжский собор "Никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха".
Но, на самом деле, это ведет не к отчаянию, а к великому утешению и надежде. Потому, что, поняв нашу нищету, мы можем понять, что такое благодать. По благодати нас любят, спасают, принимают, возносят на высокие места, дают важные поручения даром. Не потому, что мы хорошие - но потому, что нас сделают хорошими, даром, сверхъестественной милостью Божией.
Мы любимы, прощены, приняты, даже прославлены - "даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Римлянам 3:24).
Как сказал святой Иоанн Златоуст: "Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою".
Бог принимает нас, как своих любимых детей, позволяет называть Его Отцом, делает нас служителями Его Царства, наполняет нашу жизнь смыслом - и все это даром. Он обещает щедро наградить все труды, которые мы понесем за Него, но и это дар, поскольку мы делаем их Его благодатью. Как говорит блаженный Августин: «Бог венчает в нас Его дары».
Когда мы понимаем, что Бог дает нам все даром - мы можем спокойно признать: да, мы грешники, мы провалились. Но это не приводит нас в отчаяние - у нас есть Бог, который любит нас и спасает.