На днях я увидел в сети бурное обсуждение одного вопроса, касающегося семейной жизни. Если жена располнела и вообще больше не волнует своего мужа, должен ли он искать удовлетворения с кем-то еще? В комментариях были мужчины, которые находили это вполне допустимым, и женщины, которые ставили вопрос – а, что если это муж больше не устраивает женщину? Имеет ли она право найти себе кого-то еще?
Сама постановка вопроса говорит о некоторых глубоко вошедших в культуру и мышление людей предустановках. Они не проговариваются вслух, но принимаются как что-то само собой разумеющееся. И, если мы попробуем вытащить их из тумана и внятно сформулировать, то они будут выглядеть примерно так - человек одинок, а жизнь бессмысленна. Все, что ты можешь - это ловить удовольствия, пока тебя не догнала неизбежная старость, немощь, и смерть.
Поскольку наиболее яркие из этих удовольствий связаны с сексом, оказаться без них - по крайней мере на том уровне, на который человек, очарованный бесконечной рекламой, претендует - ужасно. Этот значит оставить свою жизнь мучительно пустой и безутешной. И тут человека охватывает такая острая жалость к себе, такое невыносимое чувство потери, что он с легкостью предает женщину, которой обещал любовь и верность. Он предаёт и предает себя самого, того юношу, который ей это обещал.
Конечно, в итоге беготня за удовольствиями делает (и не может не сделать) человека несчастным. Но его мировоззрение не оставляет ему ничего другого. Данте писал, что предатели доверившихся находятся в последнем круге ада, но человек не верит ни в какой ад, а любые разговоры о нем воспринимает как проявление надменного морализма, желания "чистеньких" с удовольствием пнуть "грязненького".
В этой беде люди нуждаются в покаянии в буквальном смысле новозаветного слова "метанойя" - "перемена ума". Необходимо полностью изменить взгляды на жизнь и вытеснить предустановки, нахватанные у безбожного мира, истиной, которую открыл Бог.
Наша жизнь имеет смысл и предназначение. Бог создал нас для вечного счастья, и мы обретем это счастье - вечное, немыслимо огромное, бесконечное, если доверимся Ему и последуем за Ним.
Когда мы доверяемся этой истине (и даем ей возможность изменить нас) все становится другим. И наше отношения к себе, и наше отношение к близким. Оказывается, мы вовсе не обязаны бегать в поисках удовольствий потому, что "живем один раз". На самом деле мы живем вечно. Мы не будем лишены ничего благого - никакая радость, никакое утешение не пройдут мимо нас.
Бог любит нас, хочет сделать нас бесконечно счастливыми. Он и сделает это, если только мы сами не изберем несчастье своим неверием и противлением.
Это грядущее счастье жизни будущего века уже отбрасывает свои отблески на нашу земную жизнь - и мы обретаем утешение перед лицом неизбежных трудностей и страданий этого мира. Верность Бога, на которого мы можем полагаться, дает нам быть верными друг другу - и там, где мы любим и храним верность, мы уже находим предвестие рая.