анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Самый удивительный объект в мироздании

Сергей Худиев, Москва

Одно из самых популярных изображений в интернете - туманность Андромеды. Вы почти наверняка его видели. Эта галактика содержит примерно триллион звезд - в несколько раз больше, чем наша родная галактика Млечный путь. Это один из самых грандиозных и поразительных объектов в известной нам вселенной. До туманности Андромеды примерно два с половиной миллиона световых лет. Мы сейчас видим свет, который покинул эту галактику еще до эпохи мамонтов.

Но во вселенной есть и более сложный, загадочный и поразительный объект, который находится гораздо ближе к нам. Более того, в одной с вами комнате. Это такое загадочное явление, как человек. Человеческий мозг устроен намного сложнее галактики.

Но в отношении человека у нас есть внутренний опыт - мы видим себя изнутри, из той позиции между нашими глазами и затылком, которая недоступна никому другому. Мы знаем по опыту, что, в отличие от галактик, у которых есть такие физические характеристики, как масса, светимость, структура и так далее, у нас есть нечто, чего нет у самых величественных астрономических объектов.

У нас есть сознание, воля, способность думать и задаваться вопросами. Галактика не может посмотреть на себя со стороны. Она не может задаться вопросом “для чего я существую” или “правильно ли я поступаю”?

Исследуя вселенную, в которой мы живем, мы должны оглянуться на самую ее глубокую тайну - тайну человека. И одна из вещей, которые мы знаем о себе и других людях - это наша потребность в смысле. Мы задаемся вопросом “зачем это все” и ищем ответ. Мы ставим этот вопрос и в отношении вселенной, и в человеческой истории в целом, и в отношении лично себя - зачем я живу? Мы можем какое-то время уходить от этого вопроса, но когда мы сталкиваемся с болью или испытаниями, он вновь стает перед нами, как в знаменитом монологе Гамлета, где он задается вопросом “быть или не быть?”- зачем продолжать жизнь и переносить все ее тяготы?

Человек легче переносит трудности, чем бессмысленность. Как говорил немецкий философ Фридрих Ницше: “тот, у кого есть, зачем жить, способен вынести любое как”. И на этот вопрос о смысле есть два ответа. Один дает атеизм. В атеистической картине мира вселенная полностью, радикально, стерильно бессмысленна. В ней, как прекрасно сказал Ричард Докинз, “нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”. Наше ожидание смысла есть иллюзия, на вопрос “для чего я здесь?” - не может быть ответа. Ни почему и ни для чего, мы просто возникли “из равнодушной бескрайности вселенной по воле случая”, как сказал другой известный атеист Жак Моно.

Проблема этого подхода (вернее, одна из его проблем) в том, что наша потребность в смысле - это тоже данные о вселенной. Во вселенной есть существа, озабоченные смыслом ее существования и просто игнорировать это значит проявлять интеллектуальную закрытость и нечестность. Если вы просто объявляете данные, которые не помещаются в вашу картину мира, иллюзией, ваша картина мира явно уязвима, и нам стоит поискать другую.

Другой ответ на вопрос о смысле дает христианство - мы ищем смысла, потому что он есть. Мы так созданы. Бог создал вселенную - и нас самих - с определенной целью. Эта цель невероятно блага и прекрасна. Она превосходит все, о чем мы можем помыслить. Её лучше всего передать словами “познать Бога и возрадоваться Ему во веки”, хотя эти слова, конечно же, неадекватны и недостаточны.

В мире и в нашей жизни нет ничего бессмысленного. Каждая минута зачем-то нужна, каким-то образом включена в огромный и непостижимо прекрасный замысел, которые откроется в свое время. Но уже сейчас мы можем отозваться на призыв того, кто является Автором замысла - обратиться к Нему, установить с Ним отношения, принять то, что Он открыл о Себе.
Единородный Сын и трудности языка

Исказил ли Апостол Павел учение Иисуса?

О непонятности Христианства

«Глубокие фейки»: старые ловушки на новый лад

Может ли машина мыслить?

Сила притяжения

Искусственный интеллект не может быть вам другом

Свобода, святость и неверность в Церкви

Кровь Ходатая

Христианство — не есть традиционная религия

Я не просил меня творить!

Прежде, нежели был Авраам

Что меняет вера в Божество Иисуса?

Гордыня и самооценка

Почему люди выбирают зло?

Что, если Церковь требует чего-то противного совести?

Ответственность и послушание

Что значит быть падшими?

Какими глазами мы видим Церковь?

Святочные гадания
  Следующие 20 >>