анонсы статьи
новости
8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском

31.10.2024
Российские баптисты – вклад в историю и культуру

22.10.2024
День молитвы за сирот

13.10.2024
Первый форум молодых религиозных лидеров состоялся в Астане

3.10.2024
Конференция детских и подростковых служителей в Якутске

18.9.2024
Конференция в Великом Новгороде

5.9.2024
Церкви в Никарагуа лишаются юридического статуса

26.8.2024
В Уганде радикальные исламисты убили протестантского миссионера

21.8.2024
В РПЦ сочли новый закон о церкви на Украине актом «расправы»
Чему учит дистанционное образование?

Антон Лебедев, Саранск

Последние три месяца работа полностью перешла в дистанционный режим: Skype, Zoom со студентами, Viber и WhatsApp с коллегами и руководством. Активная работа с внутриуниверситетской электронной образовательной средой. Общение в церкви и с друзьями – тоже с использованием цифровых технологий. Походы в магазин и на краткую прогулку, а затем снова – к ноутбуку и наушникам с микрофоном.

Очевидно, что такие меры – вынужденные, связаны со стремлением ограничить массовые скопления людей. Хотя и от так называемой «самоизоляции» здоровье тоже может совсем не улучшиться – сидячий образ жизни и повышенная нагрузка на зрение и слух могут по факту навредить самочувствию не меньше, чем вирусы.

С другой стороны, опыт резкого перехода на дистанционное обучение сам по себе ценен. Из него я могу для себя извлечь несколько уроков. Может быть, они будут полезны и для вас.

Кто хочет учиться – будет учиться
Этот простой принцип становится ясным, если посмотреть на количество посещающих занятия и разнообразные онлайн-мероприятия – обычно (из моих наблюдений) их число примерно соответствует количеству посещавших ранее в офлайне. Конечно, у отдельных студентов бывают проблемы с интернетом или компьютером, но в целом – желающий ищет возможности, а не желающий – отговорки. Более того, у некоторых толковых студентов онлайн-обучение еще больше повышает мотивацию – им интересны новые форматы и удобнее электронная среда.

Цифровизация реальности
Переход на онлайн-работу оказался наиболее неудобным для неподготовленных людей. Оказывается, нужно уметь пользоваться социальными сетями, оперативно реагировать на все сообщения и электронные письма. Нужен стабильный выход в интернет и надежная техника, которая не будет постоянно перезагружаться и вылетать. Не всегда образовательные среды и учебные программы адаптированы под дистанционное образование. Заранее нужно было «подтвердить» свою регистрацию на портале Госуслуги, научиться пользоваться мобильным банком для перевода средств и так далее. Кроме того выяснилось, что многие документы и данные вовсе необязательно представлять на бумажном носителе с «мокрыми» печатями и подписями, а личное присутствие при передаче документов (ранее казавшееся обязательным) часто можно заменить письмом или телефонным звонком. Надеюсь, пандемия поможет сократить заполнение одних и тех же данных, которые можно вставить из какой-то единой базы и, в целом, документооборот для обычных граждан будет упрощаться.

Дом и работа в одном флаконе. Очевидно, что работа из дома имеет много преимуществ – более гибкий график, экономия сил, времени и средств на поездки, комфорт знакомого окружения. Но лично мне все же удобнее работать в обстановке, когда не отвлекают домашние дела и обитатели. Помимо прочего, рабочее место лучше настраивает на рабочий лад и дисциплинирует – здесь в неудобный момент не отключишь микрофон или камеру.

«Ничто не заменит мяса в колбасе» (с)
Коммуникацию в Интернете принято условно подразделять на «синхронную» (подразумевающую моментальный ответ и мгновенную реакцию – чаты, видеоконференции и онлайн-телефония) и «асинхронную» (электронная почта, проверка заданий через системы дистанционного обучения и так далее). Тем не менее, большинство коллег, очевидно, согласятся – ничто не заменит живого общения с преподавателем. Как Церковь, ее таинства, ее Богослужения, ее служение миру невозможно постоянно подменить никаким Интернетом (он может лишь временно восполнить какие-то элементы духовной жизни), так и «таинство» образования – живое общение с преподавателем предполагает обмен не только знаниями, но и эмоциональным опытом, самой «атмосферой» занятия. Проще говоря, преподаватель передает не только информацию, но и свою жизнь, посвященную предмету. Вот почему перспектива полного перехода на онлайн-обучение вызывает такую болезненную реакцию у многих – они понимают, что образование может стать искусственным, лишенным жизни, социального опыта, эмоциональных переживаний. Надеюсь, здесь обойдется без крайностей.
Чувство вины — это не всегда плохо

Рождественская лестница. Пока смертные спят

Новый Завет и Бхагавад-Гита: в чем разница?

Рождественская лестница. Добро пожаловать в Адвент!

Бог — это «небесный тиран»?

Зачем нужен образ «злого Бога»

Невыдуманная религия

Что не так с «научными объяснениями религии»?

Можно ли просто не выбирать?

Молиться или трудиться?

Неспешный разговор у креста. О романе Ференца Шанты «Пятая печать»

Несекретное бессмертие

Покаяние — перемена пути

Неизбежность свободной воли

Об отказе рассматривать данные

О богословии и культуре

Ошибка ложного сходства

Аргумент от умолчания и сверхъестественное Рождение Иисуса

О чем с нами говорит Данте сегодня? (окончание)

«Божественная комедия» Данте. От рвов Ада до земного Рая
  Следующие 20 >>