Последние три месяца работа полностью перешла в дистанционный режим: Skype, Zoom со студентами, Viber и WhatsApp с коллегами и руководством. Активная работа с внутриуниверситетской электронной образовательной средой. Общение в церкви и с друзьями – тоже с использованием цифровых технологий. Походы в магазин и на краткую прогулку, а затем снова – к ноутбуку и наушникам с микрофоном.
Очевидно, что такие меры – вынужденные, связаны со стремлением ограничить массовые скопления людей. Хотя и от так называемой «самоизоляции» здоровье тоже может совсем не улучшиться – сидячий образ жизни и повышенная нагрузка на зрение и слух могут по факту навредить самочувствию не меньше, чем вирусы.
С другой стороны, опыт резкого перехода на дистанционное обучение сам по себе ценен. Из него я могу для себя извлечь несколько уроков. Может быть, они будут полезны и для вас.
Кто хочет учиться – будет учиться
Этот простой принцип становится ясным, если посмотреть на количество посещающих занятия и разнообразные онлайн-мероприятия – обычно (из моих наблюдений) их число примерно соответствует количеству посещавших ранее в офлайне. Конечно, у отдельных студентов бывают проблемы с интернетом или компьютером, но в целом – желающий ищет возможности, а не желающий – отговорки. Более того, у некоторых толковых студентов онлайн-обучение еще больше повышает мотивацию – им интересны новые форматы и удобнее электронная среда.
Цифровизация реальности
Переход на онлайн-работу оказался наиболее неудобным для неподготовленных людей. Оказывается, нужно уметь пользоваться социальными сетями, оперативно реагировать на все сообщения и электронные письма. Нужен стабильный выход в интернет и надежная техника, которая не будет постоянно перезагружаться и вылетать. Не всегда образовательные среды и учебные программы адаптированы под дистанционное образование. Заранее нужно было «подтвердить» свою регистрацию на портале Госуслуги, научиться пользоваться мобильным банком для перевода средств и так далее. Кроме того выяснилось, что многие документы и данные вовсе необязательно представлять на бумажном носителе с «мокрыми» печатями и подписями, а личное присутствие при передаче документов (ранее казавшееся обязательным) часто можно заменить письмом или телефонным звонком. Надеюсь, пандемия поможет сократить заполнение одних и тех же данных, которые можно вставить из какой-то единой базы и, в целом, документооборот для обычных граждан будет упрощаться.
Дом и работа в одном флаконе.
Очевидно, что работа из дома имеет много преимуществ – более гибкий график, экономия сил, времени и средств на поездки, комфорт знакомого окружения. Но лично мне все же удобнее работать в обстановке, когда не отвлекают домашние дела и обитатели. Помимо прочего, рабочее место лучше настраивает на рабочий лад и дисциплинирует – здесь в неудобный момент не отключишь микрофон или камеру.
«Ничто не заменит мяса в колбасе» (с)
Коммуникацию в Интернете принято условно подразделять на «синхронную» (подразумевающую моментальный ответ и мгновенную реакцию – чаты, видеоконференции и онлайн-телефония) и «асинхронную» (электронная почта, проверка заданий через системы дистанционного обучения и так далее). Тем не менее, большинство коллег, очевидно, согласятся – ничто не заменит живого общения с преподавателем. Как Церковь, ее таинства, ее Богослужения, ее служение миру невозможно постоянно подменить никаким Интернетом (он может лишь временно восполнить какие-то элементы духовной жизни), так и «таинство» образования – живое общение с преподавателем предполагает обмен не только знаниями, но и эмоциональным опытом, самой «атмосферой» занятия. Проще говоря, преподаватель передает не только информацию, но и свою жизнь, посвященную предмету. Вот почему перспектива полного перехода на онлайн-обучение вызывает такую болезненную реакцию у многих – они понимают, что образование может стать искусственным, лишенным жизни, социального опыта, эмоциональных переживаний. Надеюсь, здесь обойдется без крайностей.